Скорейшего заключения в тюрьму известного испанского судебного следователя Бальтасара Гарсона потребовали в субботу днем сторонники некогда правившей в Испании партии "Фаланга".
На манифестацию в Мадриде они собрали всего 200 человек, которые одновременно таким образом решили отметить день рождения основателя партии Хосе Антонио Примо де Риверы.
Однако вечером того же дня в испанской столице состоялась другая манифестация, которая насчитывала уже несколько десятков тысяч человек. В этом марше участвовали потомки жертв франкистских репрессий. Они скандировали лозунги, популярные в далекие 1930-е годы: "Но пасаран!" ("Они не пройдут!") - и требовали прекратить преследование Гарсона и осудить наконец режим генералиссимиуса Франко.
Гарсон, получивший международную известность за возбуждение уголовных дел против чилийского диктатора Пиночета, главы "Аль-Каиды" Усамы бен Ладена и ряда других одиозных личностей, оказался в центре этого политического столкновения не по своей воле. Несколько недель назад малоизвестная общественная ассоциация "Чистые руки", в которую вошли в основном политические наследники "Фаланги", потребовала отдать Гарсона под суд за то, что он осмелился начать расследование массовых расстрелов, которые учиняли франкисты над республиканцами в годы гражданской войны.
Инициаторы иска против судебного следователя ссылались на то, что в 1977 году испанский парламент принял закон о всеобщей амнистии для участников той войны, и, значит, судья, начавший вопреки амнистии следствие, нарушил закон. Правда, в 2007 году депутаты приняли Закон об исторической памяти, по которому созданная каудильо политическая система де-факто признавалась преступной, а жертвы франкизма получали общественное признание.