Все было против его приезда: и отмена авиарейсов, и не вовремя испортившееся самочувствие, из-за которого концерт пришлось перенести с 21 апреля на 22-е. Но Мальмстин все же прилетел и выступил. В России шведского виртуоза гитары не видели с 1989 года.
Перед началом концерта из динамиков клуба "Б-1 Максимум" лилась музыка барокко, которую периодически перекрывали резвые звуки саундчека. Это сочетание сразу настраивало на нужный лад, ведь в музыке Ингви хватает цитат из классики XVIII века. Публика нервничала: после отмены концерта Asia и объявления о болезни Мальмстина можно было ожидать, что в последний момент всем скажут расходиться по домам.
Но в 21.30 гитарист и его группа появились в багровых клубах сценического дыма и с места в карьер оглушили публику своим, пожалуй, главным хитом прошлых лет. Rising Force - состав группы Мальмстина соответствует его уровню; как выразился он сам: "Чтобы играть со мной, нужно быть викингом". В группу входят ударник Патрик Йохансон (экс-WASP), басист Бьорн Энглен (экс-Quiet Riot) и клавишник Майкл Трой. Самый же знаменитый "викинг" - вокалист Тим "Риппер" Оуэнс, бывший участник Judas Priest и фигура сравнимого с Ингви масштаба. Этот крепкий бородач в кепке - обладатель мощного, пронзительного голоса, способный издавать яростный визг на грани ультразвука. Именно на плечи Тима легла обязанность общаться с публикой, подбадривая ее распевками и незамысловатыми выкриками: "Вы любите хэви-металл? Вы любите Ингви?" Риппер даже сумел научить публику подпевать ему You Don"t Remember, I"ll Never Forget, хотя было заметно, что до этой минуты большинство присутствующих текста не знали.
Видео: Виктор Васенин |
Сам же маэстро с публикой общался исключительно жестами, лишь в конце снизойдя пару раз до "Спасибоу, Москуа!" Все же собравшимся удалось услышать голос Ингви - одну из песен он спел сам, без Риппера. По виду Мальмстина трудно было сказать, что этот человек вчера жаловался на дурное самочувствие. Он по-прежнему неистов, он лягает невидимых врагов, он прыгает и падает на колени. Он играет на гитаре языком, возит ее по сцене, подбрасывает высоко в воздух, вертит за гриф и рвет струны. Смотреть на него так же интересно, как слушать его игру.
В середине концерта Риппер объявил, что пришло время "немножко замедлиться", и на время покинул сцену. Это отделение предназначалось для гитарных инструменталов, в том числе акустических. Мальмстин - известный поклонник классики XVIII века, так что собравшимся в Б-1 пришлось досконально ознакомиться с творчеством Баха и Паганини в рок-обработке. В эти минуты неистовый швед преображался, полностью погружаясь в музыку: не замечал публику, не ломал гитары. Он закатывал глаза, и лицо его приобретало задумчиво-возвышенное выражение.
Потом Ингви снова пригласил на сцену Риппера, с которым они исполнили Dreaming, единственный "медляк" на этом концерте, и знаменитую песню группы Rainbow - Gates of Babylon, - единственную, текст которой публика более или менее знала. Основу же сет-листа составляли не знакомые еще большинству песни с недавнего альбома Perpetual Flame, лишь немного разбавленные хитами прошлых лет. Под занавес Мальмстин сыграл свой коронный инструментал Black Star, а закрыла концерт I"ll See The Light Tonight.
За 20 лет изменилось не так много. Хотя новый состав и новые песни не дают права обвинить Мальмстина в том, что он стоит на месте, но и по стилю музыки, и по манере исполнения Ингви образца 2010 года почти не отличается от себя же в 1989-м. Каждый его концерт - это неистовое рок-шоу и наглядный урок музыкального мастерства. Швед не воспроизводит собственные альбомы как магнитофон: он творит музыку с нуля здесь и сейчас, с яростной энергией и нескрываемым удовольствием.
И чтобы его мог остановить какой-то вулкан? Да вы шутите?!