Перед стартом 46-й президентской веломногодневки по дорогам Турции коллеги шутили: "Да что там может быть интересного! Никакой интриги, чистый отдых!"
На деле же оказалось, что в этом году Тур Турции получил категорию 2.High Class (двойка обозначает многодневку), что сопоставимо с легендарной "Тур де Франс". Не смейтесь - борьба на каждом из этапов президентской гонки была очень упорной, среди участников присутствовала большая группа профессионалов экстра-класса, а уж что говорить про зрительский интерес. Все восемь этапов ТураТурции в прямом эфире показывал не только местный "Первый", но и канал "Евроспорт". Добавьте к этому тысячи людей, которые стояли на протяжении трассы, приветствуя спортсменов, и вы получите представление о "карикатурном туре", на деле превратившемся в увлекательный многодневный марафон.
1257 километров от стартового пролога в Стамбуле до финиша в курортной Алании лучше всех проехал итальянец Джованни Висконти из команды ISD - Neri, который стал первым в общем зачете, прежде всего за счет удачного выступления на горных этапах. Среди спринтеров тон задавал опытный немец Андре Грейпель из HTC-Columbia. Другое дело, что даже за счет феноменальной скорости обогнать итальянца Грейпель так и не смог. При этом после финиша заключительного этапа Андре заявил, что не сильно переживает: "Велогонок в сезоне большое количество. Они все разные и непредсказуемые. Где-то лучшим окажешься ты, где-то - соперник. В Турции я могу быть доволен собой и своим результатом".
Не обошлось в Туре и без российских гонщиков. Увы, в число призеров они не попали. Так, Владимир Исайчев из Xacobeo Galicia (той самой, которой владеет главный тренер футбольного "Спартака" Валерий Карпин) занял 23-е место, Андрей Сартасов из Scott - Marcondes Cesar Sao Jose Dos Campos - 31-е.
За пелетоном всю дорогу следовала большая группа журналистов из ведущих СМИ Европы. Россию представляли корреспондент "Российской газеты" и мой коллега Илья Трисвятский из газеты "Время Новостей", который раньше других выяснил, что спортивная биография Андрея Сартасова из бразильской "Скотт Маркондес Сан-Жозе-душ-Кампуш" заслуживает особого внимания.
Сартасов после недолгих уговоров рассказал, что является уроженцем поселка Мишкино Курганской области, где и начинал занятия велоспортом, продолжив их потом в омском училище олимпийского резерва. Потом спортивная судьба забросила его в Южную Америку, куда он уехал кататься по контракту. Последние восемь лет живет в Чили, у него есть паспорт гражданина этой страны и соответственно лицензия выдана чилийской федерацией велоспорта. За это время у Андрея был и случай с допингом. Отбывая дисквалификацию, он вынужден был работать на стройке, но потом вернулся в спорт:
- Почему бразильская команда, за которую я выступаю первый сезон, везде заявляет меня как россиянина? Наверное, руководству так лучше с точки зрения промоушен. Согласитесь, чилийский гонщик в бразильской велогруппе - звучит как-то банально и неинтересно. А тут - далекая Россия!
Всего в Presidential Cycling Tour of Turkey приняли участие 15 велогрупп, из которых четыре считаются командами экстра-класса. Не оказалось в числе финишировавших лишь... хозяев вело многодневки. Турки очень старались "зацепиться", но темпа пелетона не выдержали. Один за другим местные гонщики сходили с дистанции, и когда их осталось только два, турецкая сборная исчезла из официального протокола, поскольку суммируется время трех лучших гонщиков каждой команды на этапах.
Впрочем, по уровню организации хозяева Тура показали, что с ними на нашем континенте, а может, даже и в мире, не может конкурировать никто. Судите сами: весь огромный организм пелетона - спортсмены, тренеры, обслуживающий персонал, пресса жили в пятизвездочных отелях со статусом "все включено". Гонка проходила через известнейшие курорты Турции: Бодрум, Мармарис, Памуккале, Фетхие, Финике, Анталья и Алания.
Чиновники Международного союза велосипедистов (УСИ) отметили все это и пообещали подумать над тем, чтобы в ближайшем будущем Тур Турции вышел за рамки европейского "Про Тура" и получил статус гонки в зачет мирового рейтинга УСИ, в котором на сегодняшний день не более трех десятков однодневных и многодневных гонок.