26.04.2010 23:20
    Поделиться

    Сокращение объемов строительства на Черноморском побережье вызовет рост цен на курортную недвижимость

    Приближается сезон отпусков. Куда поехать? Разумеется, к морю. По данным компании Penny Lane Realty, число россиян, желающих отдохнуть на Черноморском побережье, ежегодно растет на 7-10%. Также растет число желающих иметь собственную недвижимость у моря. Во-первых, в собственном доме или квартире можно отдыхать во время отпуска. Во-вторых, сдавать в аренду в высокий сезон. В-третьих, недвижимость всегда можно выгодно продать. Правда, современных домов в большинстве курортных городов не возводится, поэтому эксперты рекомендуют инвесторам обратить внимание на гостиничную недвижимость, которая может принести неплохой доход: примерно 14-16% годовых, что даже выше московских аналогов. При этом срок окупаемости рекреационных объектов - 6-7 лет.

    Сегодня курортная недвижимость, по мнению экспертов, является одним из самых выгодных объектов для вложений капитала. Растущая популярность курортной недвижимости как за рубежом, так и в пределах РФ подогревает стоимость квартир, домов и коттеджей. Но вместе с тем такой спрос влияет на разнообразие предложений на рынке инвестиций в курортную недвижимость.

    До недавнего времени настоящий инвестиционный бум переживал Сочи. Южная столица с субтропическим климатом, транспортной доступностью, развитой инфраструктурой, а также популярная площадка для проведения различных правительственных мероприятий - все это делало город привлекательным для инвесторов. Однако, по мнению некоторых экспертов, после объявления Сочи столицей Олимпиады его инвестиционная привлекательность снизилась.

    "Сочи на ближайшие четыре года стал большой стройкой, - говорит управляющий партнер Penny Lane South Владимир Трибрат, - а после строителей придут спортсмены. Люди, покупающие курортную недвижимость, хотят отдыхать сейчас. Покупка недвижимости в Сочи связана с большой неопределенностью: что у меня построят под окнами, что будет после Олимпиады? На мой взгляд, Сочи превращается в город политических форумов и становится спортивным центром. Многие не хотят покупать недвижимость в Сочи, так как не знают, смогут ли отдыхать там завтра".

    Эксперты неоднозначно оценивают влияние Олимпиады на сочинский рынок недвижимости.

    "Олимпиада, с одной стороны, добавила Сочи инвестиционной привлекательности, но имеет и ряд негативных аспектов, - считает партнер инвестиционной компании MalАko Group Илья Шершнев. - Это в первую очередь резкий рост цен и активное строительство, которое делает невозможным нормальную эксплуатацию курорта в ближайшие годы".

    В отличие от Сочи, инвестиционная привлекательность соседнего Геленджика с каждым годом растет. "Число посетителей Сочи падает, - говорит генеральный директор компании Penny Lane Realty Георгий Дзагуров. - И такая тенденция продолжится в ближайшее время. То, что мы сейчас наблюдаем, - это переориентация значительной части платежеспособного спроса в сторону более комфортных для проживания и отдыха курортных мест. И альтернативы Геленджику в данном случае просто не найти: помимо естественных красот города с его неповторимой самой длинной набережной, в мае этого года будет открыт международный аэропорт, в июне - первый на побережье пятизвездочный отель Hilton".

    За последние годы в городе успешно реализовано несколько крупных инвестиционных проектов в индустрии отдыха и развлечений, которые сформировали новый имидж города. Среди них - торговый центр "Эстакада" с многоярусной автостоянкой, мини-аквапарк "Дельфин", аквапарк "Бегемот", тематический парк экстремальных развлечений "Адмирал Врунгель", пассажирская подвесная канатная дорога, популярный "Сафари-парк", горный парк развлечений и спорта "Олимп". А также отели класса люкс "Надежда SPA и Морской рай", "Приморье SPA Hotel&Wellness".

    В апреле этого года в Геленджике состоялось открытие Коллекции элитных апартаментов "Сады Морей". Некоторые эксперты высказывают мнение, что именно Геленджик станет инвестиционной идеей и самым динамично развивающимся рынком курортной недвижимости в ближайшие два-три года. Хотя многие другие говорят о том, что и море здесь грязное, и развлечений мало, и провинциальный дух чувствуется. Впрочем, то же самое можно сказать и о других городах. Новороссийск - это промышленная зона, Туапсе - нефтяной порт, Кабардинка имеет удаленное местоположение с плохой транспортной доступностью, Анапа - традиционно детский курорт. Инфраструктура слабо развита во всех этих городах без исключения.

    "Анапа - это прежде всего детский и бюджетный отдых, - отмечает Владимир Трибрат. - Если говорить про жилье, то в Анапе преобладает экономкласс. В этом городе всего три качественных объекта курортной недвижимости, нет элитного жилья, и спроса на такую недвижимость нет. К тому же в Анапе отсутствует развитая инфраструктура, как у Геленджика, и нет такого имиджа, как у Сочи".

    По данным экспертов, в 2008 году в Геленджике было введено около 80 тыс. кв. м жилой недвижимости. Это на 40% больше, чем в 2007 году, и почти на 2000% больше, чем в 2002-м. В июле 2009 года среднерыночный уровень цен на первичном рынке жилья был на уровне 106 977 руб. за кв. м. По сравнению с докризисным периодом (сентябрь 2008 года) цена увеличилась на 11%, а с начала 2009 года - на 10%. Однако эксперты отмечают тенденцию к сокращению объемов строительства на всем Черноморском побережье, что вызвано недостаточным объемом выхода на рынок новых проектов. В будущем (к 2011 году), по их оценкам, это может привести к дефициту предложения на первичном рынке. А следовательно, к дальнейшему росту цен.

    Поделиться