Скорая поездка российского премьера в гости к итальянскому в Милан не принесла сенсаций. Вместо них оба деятеля сосредоточились на том личном, что уже есть в их отношениях, и том экономическом, что должно появиться у их стран.
"Я всегда с радостью вижу его. Мы на одной волне, что касается всех вопросов", - сразу заявил итальянский премьер. Как известно, Россию и Италию объединяет, помимо разных культурно-исторических связей, "Южный поток". Газопровод должен заработать в 2015 году, а пока глава российского правительства решил посетить две страны, которые играют немалую роль на континенте. Из субботнего плавно переходящий в воскресный визит в Вену принес свой результат - Австрия официально присоединилась к реализации проекта "Южный поток".
Правда, в отличие от своих соседей итальянцы получают из России не 60, а 30 процентов газового импорта. А значит, и зависимость меньше, и мнение слышнее. "Южный поток" очень важен, потому что гарантирует нам поступление российского газа, если будут какие-то сбои, подобные тем, которые, к сожалению, были некоторое время назад ввиду ряда затруднений с Украиной - страной, где нет достаточной политической стабильности. Так вот этот "Южный поток" будет гарантией, что такие страны, как Болгария, Румыния и Италия, не останутся без газа", - объяснял Берлускони.
Кроме природного топлива итальянцы заинтересованы и в энергии атома. Страны договорились создавать на территории России экспериментальный термоядерный реактор. "Сегодня итальянские граждане, когда слышат разговоры об атомных станциях, сразу же пугаются и все сразу же заявляют, по крайней мере, 90 процентов на основании последних опросов, что да, конечно, необходимо создать станции", - рассказывал Берлускони.
Неожиданно Берлускони попросил Путина подумать и об Африке. Целый континент с огромным нефтегазовым шельфом прозябает в полном невнимании западных инвесторов. Только Китай в нем заинтересован. Однако итальянскому премьеру хотелось бы видеть на черном континенте не только выходцев из Поднебесной, но и, например, российские компании.
Путин никак не реагировал на необычные предложения своего эксцентричного коллеги, а лишь говорил привычные тезисы - труба, проложенная по дну Черного моря, сделает Европу еще более безопасной от непредсказуемостей украинской политики. Вот, например, недавние газовые соглашения, рассказывал премьер, против них уже ополчилась местная оппозиция. "Идет такая внутриполитическая возня вокруг этих договоренностей. Некоторые представители оппозиции уже заявили, что если они придут к власти, они разрушат мгновенно эти договоренности, поэтому нам затягивать с крупными инфраструктурными проектами, повышающими энергобезопасность в Европе, не следует", - объяснял Путин. И при этом обращал внимание, что, конечно, "Южный поток" прежде всего протягивается для северных провинций Италии. Кстати, в июне в проект должны войти и французы - "Электрисите де Франс" проявила желание получить 20-процентную долю.
Впрочем, как выяснилось, совсем иные проблемы волнуют итальянскую прессу. Поделиться секретом "брачного счастья в политике" попросили Путина местные представители СМИ, назвав его не иначе, как "подтверждением длительного "политического брака". Вопрос был, конечно, для российского премьера, и тот с удовольствием принял вызов.
- Вы как-то очень литературно все изложили. Мы с господином Медведевым - люди традиционной ориентации. Могу вам сказать совершенно уверенно. Поэтому насчет брачных союзов здесь вы загнули немножко. Но мы с ним дружны, дружны много-много лет, я об этом уже говорил. И то, как мы выстроили работу сегодня, мне кажется, мы можем этим гордиться, - ответил Путин.
По его словам, президенту и премьеру удалось разумно поделить полномочия, в чем им, конечно, помогла Конституция. Так, "международные дела - это дело президента. Это его компетенция. Так же, как и некоторые другие вопросы, связанные с обороноспособностью страны, да и в экономике тоже много чего есть для президента", а вот реальная экономика и "социалка" - признанные вотчины главы правительства.
Что же касается отношений с Сильвио Берлускони, то Владимир Путин признал: есть личный аспект, однако государства не заключаются только в эти два имени. "Отношения между Италией и Россией самое главное - это все-таки не личные отношения между Путиным и Берлускони. Самое важное - это государственные интересы", - откровенничал российский премьер.
- Я являюсь опытным во многих отраслях: в градостроении, в издательстве, в спорте, в телевидении, в общественной работе. Но я не преуспеваю в том, что касается браков, поэтому советов давать не стану, - заметил Берлускони и напомнил о старой мудрости: чтобы ссориться, надо быть вдвоем, а чтобы развестись, достаточно одного человека.
Слова итальянский премьер решил подтвердить делами: он не только предложил передать весь технический опыт проведения туринской зимней Олимпиады в Сочи, но и привлек Путина к учебной деятельности. Это в традициях западных политиков - преподавать по окончании своей государственной карьеры. Вот и на вилле Джернетто под Миланом будет организован Университет свободы, где будут выступать ведущие мировые политики, а на учебу в университет Берлускони пригласил российскую молодежь. "Я попросил господина Путина, чтобы он был первым из профессоров, которые начнут такую деятельность. Я так понял, что господин Путин ничего против не имеет", - сообщил итальянский премьер.
В продолжение культурной тематики Берлускони пригласил своего визави "в обязательном порядке" на первую службу в восстановленную церковь Святого Григория в Аквиле. Напомним, что решение оказать помощь в восстановлении памятников архитектуры президент Медведев принял перед саммитом лидеров "большой восьмерки", состоявшимся в Аквиле с 8 по 10 июля прошлого года. А Владимир Путин не смог так много пообещать Берлускони, сколько тот от него требовал. И лишь попросил содействовать в организации выставок итальянского искусства в России - все же 2011 год станет в обеих странах Годом итальянского языка и итальянской культуры и Годом российской культуры и русского языка.