Перевод экономики регионов ПФО на кластерную базу, которая облегчает создание конкурентоспособных инновационных производств, осложняется пробелами в законодательстве.
Республика Башкортостан
В Башкирии готовы к внедрению три пилотных проекта создания групп предприятий в лесопромышленном комплекса, туризме и энергетическом машиностроении.
Уже в 2011 году регион может столкнуться с дефицитом электроэнергии. Поэтому именно энергетика нуждается в ускоренной модернизации.
Решить проблему, по мнению специалистов, может кластер по производству модульных энергоустановок, в основе которых - микротурбина мощностью от 30 до 300 киловатт. В кооперации предполагается участие нескольких научно-производственных предприятий, академии наук РБ и ведущих государственных технических вузов - авиационного и нефтяного университетов Уфы. Субъекты малого и среднего бизнеса, по мнению разработчиков проекта, могут заняться сбытом, внедрением и техническим сопровождением энергоустановок.
Предполагаемый объем инвестиций в течение трех лет составляет 500 миллионов рублей. Чтобы обеспечить его, необходимо привлечь собственные ресурсы и государственную финансовую поддержку. К 2015 году объем выпущенной продукции будет исчисляться полутора миллиардами рублей. На рынке энергоустановок микротурбины занимают примерно четвертую часть, и главная наша задача - сделать их дешевыми.
Между тем создание кластерной экономики в республике сталкивается с рядом проблем.
- К сожалению, сегодня федерального законодательства в сфере кластерной политики нет, - сетует заместитель премьер-министра правительства, министр промышленности, инвестиционной и инновационной политики РБ Юрий Пустовгаров. - А это значит, что отсутствуют единые подходы и методика, как, впрочем, и финансовая база.
Вся надежда - на сами регионы, в которых идет создание кластеров.
- В Башкирии принята концепция кластерной политики, есть план мероприятий до 2012 года, - сообщил "РГ" заместитель министра промышленности, инвестиционной и инновационной политики Башкирии Роберт Вагапов. - Определены наиболее перспективные секторы экономики. Однако продвижению проектов мешает то, что в России до сих пор нет даже закона об инновациях.
На региональном уровне законопроект, регламентирующий инновационную деятельность, был принят еще три года назад. Всего за два последних года в Башкирии увидели свет еще более 50 нормативно-правовых и распорядительных актов поддержки и развития инновационной деятельности. Однако отсутствие законодательных рычагов мешает предоставлению льгот субъектам инновационной деятельности, в том числе и налоговых, лишает кластерную политику в регионах статистической базы.
- Мы должны разработать республиканскую кластерную программу, в которой будут отражены перспективы всех районов, в том числе и депрессивных, экономику которых необходимо перестраивать в новом направлении, - подчеркивает Юрий Пустовгаров. - Фактически нам предстоит создать основу для развития всего региона.
Еще один камень преткновения - отсутствие регионального координатора по размещению производительных сил. А он очень нужен, поскольку кластеры выходят далеко за рамки одной отрасли.
- Для реализации проектов по созданию кластеров необходимо создать межведомственную комиссию, которая регулировала бы деятельность всех заинтересованных сторон, - заключает Роберт Вагапов.
Пермский край
Всю промышленность Прикамья - от аэрокосмической до производства пищевых продуктов - планируется разделить на 12 кластеров.
- Под кластером мы понимаем взаимосвязь нескольких организаций - промышленных предприятий или научно-образовательных учреждений, - участвующих в создании конечного продукта, - сказал "РГ" исполняющий обязанности министра промышленности и науки Пермского края Дмитрий Теплов. - Каждый из кластеров формируется вокруг основного предприятия, самого большого и успешного в отрасли.
Многие рекомендации по формированию кластерной политики пришли в Пермский край из Министерства экономического развития РФ. В регионе намерены создать следующие кластеры: аэрокосмический, энергетического машиностроения, черной и цветной металлургии, нефтяного и горно-шахтного машиностроения, химический, лесопромышленный, оборонно-промышленный, инновационной медицины и фармацевтики, производства стройматериалов, приборостроения и электротехники, информационно-коммуникационных технологий, производителей пищевых продуктов.
Особое внимание краевые власти уделяют формированию высокотехнологичного аэрокосмического кластера. Для него после получения Пермским государственным техническим университетом статуса национального исследовательского центра появилась научная база. В реальном секторе основу кластера составят двигателестроительные предприятия. В рамках отдельной программы планируется строительство на площадке в Новых Лядах завода по выпуску ракетных двигателей. Соответствующее соглашение с Роскосмосом было подписано в 2009 году.
Важным, по мнению краевых властей, остается и развитие кластера инновационной медицины и фармацевтики, несмотря на то что объем фармацевтического производства в регионе невелик. Данный кластер будет развиваться на базе фармацевтических компаний и строящегося в Камской долине федерального центра сердечно-сосудистой хирургии. Его научную базу составят Медицинская и фармацевтическая академии.
По словам Дмитрия Теплова, в Перми работает много профильных для каждого из кластеров вузовских кафедр. Кроме того, в регионе уже есть технопарки и бизнес-инкубаторы,
Предложение краевых властей по формированию промышленных кластеров эксперты оценили положительно. Заведующая кафедрой мировой и региональной экономики Пермского государственного университета Татьяна Миролюбова подчеркнула, что такая модель промышленной политики сегодня актуальна и уже подкреплена опытом многих стран - в одном Евросоюзе сейчас насчитывается более 1000 промышленных кластеров.
- Кластер можно рассматривать как ассоциацию предприятий, - пояснила Миролюбова корреспонденту "РГ". - В результате подобного объединения предприятия получают возможность обмениваться друг с другом информацией об инновационных технологиях. Решаются общие проблемы. Безусловно, такие отношения эффективны с точки зрения развития региональной экономики. Однако принципы создания некоторых кластеров кажутся мне не вполне логичными. К примеру, за рубежом и в России еще нет опыта создания оборонно-промышленных кластеров. Пока это сугубо пермская идея - и достаточно спорная. Дело в том, что любой кластер объединяет не только те предприятия, которые связаны между собой цепочкой создания добавленной стоимости. Например, если несколько заводов выпускают разные ступени ракеты, их можно объединить в кластер. Но в Перми продукция оборонных предприятий очень разная и практически никак между собой не связана.
Подобные сомнения у экспертов возникают и по поводу кластера нефтяного и горно-шахтного машиностроения: возможно, логичнее было бы оставить только нефтяное машиностроение. А предприятия, выпускающие горно-шахтное оборудование, перенести в кластер химической промышленности. Ведь основные покупатели горных машин в крае - предприятия, производящие минеральные удобрений.
Самыми перспективными, по мнению Татьяны Миролюбовой, можно назвать кластеры инновационной медицины и информационно-коммуникационных технологий. Их нужно развивать в первую очередь, считает эксперт.