Успешнее всего высокий ресурсный потенциал реализуется органами исполнительной власти Астраханской области - на 74%. Это один из выводов исследования "Социальный потенциал модернизации", проведенного ВЦИОМ совместно с Общественной палатой РФ. Презентация проекта прошла в донской столице.
Это - первое исследование, проведенное в России по проблеме социальной готовности к модернизации государственных и экономических институтов.
Опрос выполнялся на примере субъектов ЮФО. По словам экспертов, выбор Южного округа в качестве базовой площадки для социологического анализа связан с тем, что Южный регион можно назвать Россией в миниатюре.
- Все субъекты ЮФО демонстрируют разный уровень экономического развития, поэтому округ показался нам идеальной территорией для проведения исследования, - сообщил генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров. - На юге страны выделяется три типа регионов: с высоким природным потенциалом (Краснодарский край и Астраханская область), с внушительным промышленным потенциалом (Ростовская и Волгоградская области), с национально-культурными и социально-политическими особенностями (Калмыкия и Адыгея).
На первое место в приоритетах модернизации эксперты поставили создание национальной инновационной системы (45%), на второе - систему стимулов инновационной деятельности (29%). На третьем - выбор и реализация проектов по созданию прорывных технологий, качественно новых продуктов.
Опрос показал, что многие жители региона считают, что и на местном уровне органы исполнительной власти действуют эффективно. Наибольшей поддержкой населения (54%) и экспертов (79%) пользуется деятельность губернатора Ростовской области.
Участники опроса отметили и значительный промышленный потенциал Донского края. Основу местной экономики составляют машиностроение, пищевая промышленность, металлургия, электроэнергетика. Некоторые предприятия имеют общероссийское значение. На Дону выпускается 100% производимых в стране магистральных электровозов, 94% швейных машин, более 60% зерноуборочных комбайнов. Ростовские вертолеты составляют основу армейской авиации Вооруженных сил РФ.
11-18% потребительского рынка страны в таких сегментах, как производство подсолнечного масла, пива, табачных изделий, занимает продукция донских предприятий.
Кроме того, Южный регион занимает ключевое положение в системе транспортных перевозок страны. Через донские и кубанские порты осуществляется доставка российских грузов в Европу, страны Ближнего Востока и Средней Азии. На базе ростовского порта предполагается создание логистического центра, рассчитанного на грузопотоки по железным и автомобильным дорогам, внутренним водным путям с перевалкой на море. К 2030 году ожидаемый оборот этого узла составит не менее 15 млн тонн грузов. К 2015 году близ донской столицы планируется построить хаб-узловой аэропорт, способный принимать все существующие типы самолетов.
Из-за кризиса часть инвестиционных программ на Дону пришлось свернуть. Отложено строительство железнодорожной магистрали в обход Украины, приостановлена реализация крупных проектов в металлургии. Отказались инвесторы и от идеи возвести в Ростове-на-Дону гигантский небоскреб "Ворота Кавказа" высотой 320 метров.
Реализация менее амбициозных, но более реалистичных планов продолжается. Например, в 2010 году на территории промышленной зоны "Южно-Батайская" начнется сооружение автоматизированного сортировочного центра стоимостью 1,5 млрд рублей. Он предназначен для обслуживания почтовых отправлений со всех субъектов ЮФО.