Россия имеет огромный потенциал для развития зернового производства, и основная задача государства - в тесном взаимодействии с бизнесом создать такие условия для участников рынка зерна, которые бы способствовали превращению страны в ведущую аграрную державу.
Государство ставит весьма амбициозные, но реально достижимые, стратегические цели перед российскими зернопроизводителями. Зерновой бизнес должен сделать все возможное для их достижения. Для этого у него должна быть своя программа действий, которая должна, в первую очередь, отвечать существующим реалиям. Во-вторых, быть приемлемой для всех участников рынка. И, в-третьих, быть адекватной имеющимся возможностям. Понимая это, Российский зерновой союз подготовил новую концепцию развития рынка зерна России на среднесрочный период. Предыдущая концепция была представлена около 10 лет назад и поставленные в ней цели зерновой отраслью были достигнуты.
Новая концепция - это совокупность взглядов участников аграрного бизнеса на цели, задачи, принципы, основные направления и механизмы государственной политики по регулированию аграрного сектора экономики страны и рынка зерна, взаимодействию государства с бизнес-сообществом. В документе ставятся те цели, которых зерновая отрасль должна достичь в ближайшие годы. И приводятся те средства, которые позволят это сделать наиболее эффективно.
Этот документ - основа для подготовки Российским зерновым союзом предложений по разработке нормативных актов, концепций и программ для органов государственной власти различных уровней, формированию рекомендаций для бизнес-сообщества, определению инструментов и механизмов реализации программ саморегулирования хозяйствующих субъектов в сфере стимулирования производства, повышения качества и конкурентоспособности зерна и продуктов его переработки.
Согласно концепции стратегической целью развития рынка зерна Российской Федерации является максимально эффективное использование природного потенциала, устойчивое обеспечение внутренних потребностей в продовольственном и фуражном зерне, укрепление позиций России на мировом агропродовольственном рынке на основе формирования эффективного рынка зерна. Наша страна, обладая значительным потенциалом для роста посевных площадей и существенными водными ресурсами, способна в кратчайшие сроки нарастить объемы производства и экспорта зерна до 120-125 и 30-40 млн тонн в год соответственно. В среднесрочной перспективе урожаи должны вырасти до 145-155 млн тонн.
Но достижение таких результатов невозможно без решения проблем, стоящих перед российскими зернопроизводителями. Основные из них приведены в концепции. Это и нарастающее отставание роста внутреннего потребления от роста производства зерна, и нехватка инфраструктуры зернового рынка, и несоразмерность направлений и механизмов бюджетной поддержки задачам технологического прорыва и перехода к интенсивным технологиям. А также низкая динамика инновационного развития. Но сейчас на первый план для крестьянина вышла проблема отсутствия долгосрочных программ стимулирования сбыта и потребления зерна и продуктов его переработки и, как следствие, "пожарные" меры в борьбе с диспаритетом цен.
Решив эту проблему, мы сможем перейти к остальным. Сейчас необходимы экстренные меры: в хозяйствах скопилось до 32 миллионов тонн зерна. Самым простым и эффективным решением могло бы стать введение экспортной субсидии и снижение железнодорожных тарифов. Наш партнер по Таможенному союзу - Казахстан, уже с большим успехом применяет этот инструмент и компенсирует транспорт ные расходы, по 20 - 40 долларов США на тонну. Субсидирование экспорта, прежде всего из Сибирского федерального округа, позволит снять с внутреннего рынка излишки зерна и улучшить столь неблагоприятную ценовую конъюнк туру.