Редкую солидарность проявили профсоюзы и работодатели при обсуждении вопросов организации детского отдыха в этом году.
И те и другие уже сто раз пожалели, что на протяжении нескольких лет были инициаторами и сторонниками решения передачи этих полномочий от фонда социального страхования региональным властям, утверждая, что организация детского отдыха - это "не страховой случай". Теперь, когда все случилось, они поняли, что погорячились, и стали предлагать все вернуть назад либо разработать стандарты для регионов, по которым те должны будут заботиться о детском отдыхе.
Дискуссия развернулась на заседании российской трехсторонней комиссии по социально-трудовым отношениям (РТК) под председательством вице-премьера Александра Жукова.
Все началось с весьма оптимистичного доклада замглавы минздравсоцразвития Максима Топилина о том, как в регионах организовывается детский отдых. По его словам, в 60 регионах власти запланировали в бюджетах денег столько же, сколько фондом соцстрахования на эти цели было потрачено в прошлом году, или даже больше. В 23 регионах - меньше. Кое-где - существенно меньше. Например, в Республике Карелия сумму снизили вдвое, в Приморском крае в прошлом году было потрачено 346 миллионов рублей, на этот год запланировали 153 миллиона. И только после давления со стороны минздравсоцразвития региональные власти решили увеличить эту сумму. В целом в прошлом году на детский отдых израсходовано 19,5 миллиарда рублей, в этом пока запланировано на 12,5 процента меньше. На отдых детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2009 году из федерального бюджета было выделено 1,3 миллиарда рублей, а в этом втрое больше. Что касается самой организации летнего отдыха и распространения путевок, каждый регион сам устанавливает правила игры. Общая черта в том, что они, согласно 94-му закону о госзакупках, проводят конкурсы среди детских лагерей, выбирают победителей, которые и организовывают детский отдых за государственные деньги. В некоторых регионах предусмотрены схемы, что родители могут сами купить своему ребенку более дорогую путевку в другом лагере, а власти частично компенсируют ее стоимость.
Однако отчет совсем не вдохновил присутствующих. Камнем преткновения и для профсоюзов, и для работодателей стали ведомственные лагеря, которые в результате этой реформы остались по сути без господдержки. Во-первых, 94-й закон, отмечают участники дискуссии, предполагает, что победит тот, кто предложит самую низкую цену. А это значит, что ведомственные лагеря заранее в проигрышном положении по сравнению, скажем, с муниципальными. Это связано с тем, что они платят налоги на землю, которые периодически повышаются (например, в Сочи, по словам председателя Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаила Шмакова, в этом году тариф увеличен в 20 раз). А также за свой счет проводят ремонт и модернизацию. Понятно, что и то и другое закладывается в себестоимость путевки. У муниципальных лагерей таких проблем нет - у них тот же ремонт оплачивается из бюджета, и в себестоимость он не входит. Таким образом, если раньше организации покупали путевки для детей своих сотрудников, в том числе они могли их приобретать у подведомственных лагерей, а соцстрах частично (до 50 процентов) оплачивал их стоимость. То сейчас получается, что содержание этих лагерей стопроцентно ложится на плечи самих работодателей. При том, что налогообложение не уменьшилось.
"После того как на уровень регионов передали детские и юношеские спортивные школы, они стали плохо финансироваться. Результат - Ванкувер. Ведомственные детские сады, лишившись поддержки государства, прекратили свое существование, и сейчас садов категорически не хватает. Если государство не разработает никаких механизмов поддержки ведомственных лагерей, они тоже потерпят фиаско и очень скоро будут закрыты", - сказал Михаил Шмаков.
Есть еще нюансы. По имеющейся у профсоюзов информации, при распределении путевок в регионах предпочтение отдается детям бюджетников.
Есть небезосновательные опасения, что упор при организации детского отдыха будет сделан не на загородные, а на городские лагеря дневного пребывания. Смутили работодателей и профсоюзы установленные регионами нормативы, например, 47 рублей в день на питание одного ребенка. "Как можно накормить детей на такую сумму? Вы бы сами отдали детей в такой лагерь, где будут кормить только голыми макаронами и чаем?" - этот вопрос звучал со всех трибун.
Также представители социального партнерства в один голос заявили, что по регионам пошла негласная установка: тратить региональные деньги на детский отдых на территории регионов, а это значит, не отправлять детей отдыхать к морю на юг, а пристраивать их в местные лагеря. А кое-где муниципальные власти, также участвующие сейчас по закону в финансировании детского отдыха, против того, чтобы дети даже за пределы родного города или поселка выезжали, чтобы опять же деньги не ушли в чужие бюджеты. Каково при этом будет детям, живущим в регионах со сложными климатическими условиями, где круглый год холодно и мало солнца, - этот вопрос остается риторическим.
Максим Топилин не смог ответить на задаваемые вопросы - они теперь находятся не в ведении федеральной власти.
"Мы были в одном лагере в Приморском крае, где полы проваливаются, из еды одни макароны, а из методов лечения - только свежий воздух и сосны. И именно такой лагерь - главный претендент на победу в конкурсе по закону о госзакупках", - сказал член Общественной палаты Иван Мохначук.
В ближайшее время эта тема вновь будет рассмотрена на РТК.