У москвички Виктории Лазаревой, как в известном стихотворении Корнея Чуковского, зазвонил телефон: мужской голос жестко заявил, что за ней числится долг почти в 10 тысяч рублей за разговоры по мобильнику.
Изумленная девушка заявила, что телефон у нее украли еще два с лишним года назад. О чем она немедленно сообщила своему оператору сотовой связи и попросила его заблокировать. Но почему-то это не было сделано.
В подобную историю, как выясняется, попадают сотни москвичей. Им пришли "письма счастья" от сотовых операторов с требованием вернуть задолженности по виртуальным счетам, которых они никогда не подписывали.
Одна из пострадавших, описавшая свою историю в Интернете, в ходе разбирательств с удивлением узнала, что за ней числится еще пять неизвестных номеров с одинаковыми долгами.
Сотовые компании, от имени которых были направлены уведомления, грозили подать в суд на должников, а также передать сведения о задолженностях в бюро кредитных историй. В официальных салонах связи объяснили: проблема возникла из-за того, что абоненты подключались к сотовым сетям у дилеров.
Однако появилась схема, по которой начали действовать компании сотовой связи: они стали продавать долги коллекторским фирмам. А те, выждав какое-то время, чтобы набежали проценты на просроченные суммы, "прессуют" должников. Причем, как в истории с Лазаревой, коллекторов зачастую не интересует, как говорится, "кто прав, кто виноват".
Действуют такие "вышибалы" довольно нагло: подключают домашний телефон мнимого должника к круглосуточному автомату, который беспрерывно звонит и угрожающе требует выплатить долг.
Корреспондент "РГ" позвонил по телефону, который сообщил автомат. Принадлежит он некой частной коллекторской фирме. И попытался выяснить, на каком основании с Лазаревой спустя столько времени требуют заплатить долг. И как вообще он образовался на украденном телефоне. На другом конце провода непредставившийся сотрудник заявил, что фирма перекупила долг у сотового оператора, их не интересует, прав должник или нет, и пусть он поторопится заплатить. Иначе сумма увеличивается с каждым днем. И еще пригрозил, что Лазарева от них прячется, "и ее могут отправить в Можайскую колонию варежки шить". Затем бросил трубку.
Странно, но ни один эксперт, с кем мне пришлось разговаривать, так и не смог назвать способа защиты от подобного вида незаконного давления. По их словам, под удар может попасть любой человек, хотя бы раз "засветивший" свои паспортные данные, например при покупке в кредит. Сами сотовые операторы советуют абонентам, обнаружившим поддельные счета, приехать в офис компании и написать заявление о непричастности к образовавшейся задолженности.
По такой же схеме продают долги и некоторые банки.
Как рассказали корреспонденту "РГ" в МВД, оперативники, занимающиеся расследованием экономических преступлений, отмечают довольно внушительный рост заявлений от владельцев банковских карт. Все они неожиданно узнали,
что за ними числятся крупные долги. А некоторые обнаружили, что являются держателями сразу нескольких кредиток с долгами, хотя они их не заводили.
Схема здесь оказалась та же, что и в истории с сотовыми компаниями: банки не хотят разбираться в ситуации, им дешевле продать долги коллекторам.
Вот типичная история столичной жительницы Елены Сединой, рассказанная одним московским телеканалом. Некий банк прислал ей по почте кредитную карту. Женщина свободно пользовалась ею, пока не грянул "финансовый гром": неожиданно она получила уведомление о том, что в банкомате Лондона с ее счета было снято полторы тысячи фунтов стерлингов - около 68 тысяч рублей.
Седина сразу же написала заявление о незаконной транзакции, но, несмотря на это, ее каждое утро начали одолевать коллекторы. Из-за штрафов и других санкций она была вынуждена выплатить огромный долг, "повешенный" на нее жуликами.
В другую типичную западню попала другая "счастливая" владелица кредитки. Неожиданно она узнала, что ей принадлежат еще четыре карты, по которым у нее большие долги. Между тем никаких других карт она с банком не оформляла. Когда мнимая должница попыталась разобраться в ситуации в банке, ей заявили, что на всех подтверждающих это документах есть ее фотография. Но отказались предъявить копии договоров и документы, описывающие, при каких обстоятельствах были оформлены четыре чужих кредита.
В Ассоциации российских банков, куда обратилась пострадавшая, заявили: факт банковского мошенничества налицо. К чести коллекторского агентства, оно не стало требовать деньги по спорному долгу. Но в банке сумма выросла до 250 тысяч рублей. Интересно, что уведомление об очередном долге в 71 779 рублей пришло почему-то из Томска.