28.04.2010 23:28
    Поделиться

    В Дзержинске Нижегородской области у родителей отбирали детей только из-за бедности

    Первые результаты применения ювенальной юстиции положительными назвать трудно

    Почему нерадивых пап и мам лишают родительских прав лишь после вопиющих случаев невнимания к своим чадам, а порядочных могут разлучить с детьми только из-за бедности?

    Этот вопрос стал особенно актуальным сейчас, когда Нижегородская область вошла в число 30 субъектов России, в которых реализуется пилотный проект применения ювенальной юстиции. В регионе уже есть некоторые итоги работы чиновников в этом направлении - малоутешительные.

    Скандалы, связанные с семьями и родителями, которые ненадлежащим образом заботятся о своих детях, в областном центре и городе-спутнике Нижнего Новгорода - Дзержинске вспыхнули почти одновременно. Некоторым родителям дети действительно лишь обуза, другим - радость, но не подкрепленная материальным благосостоянием. Для первых лишение родительских прав если не благо, то "награда" за аморальный образ жизни, для вторых - трагедия.

    "Не помню, как потеряла"

    Апрельским вечером в дежурную часть отдела милиции N 8 (Сормовский район Нижнего Новгорода) сотрудниками патрульно-постовой службы был доставлен нетрезвый мужчина. Задержали его за то, что он стоял на улице и предлагал прохожим взять ребенка, который оказался у него совершенно случайно. По словам задержанного, к нему подошла незнакомая женщина, представилась Еленой и оставила коляску с ребенком. А сама ушла, ничего не пояснив.

    Сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних удалось установить, что ребенка зовут Денис, ему два года. Мать - 36-летняя Елена - состоит на учете как мать, не заботящаяся о своих детях. Годом ранее она уже оставляла коляску с Денисом, на тот момент грудным, около деревянных сараев. Причем обстоятельств потери ребенка мать вспомнить не смогла - настолько была пьяна. Тогда женщина объясняла свое поведение тем, что у нее произошел конфликт с сожителем. Год назад Елена была привлечена к административной ответственности по статье 5.35 КоАП РФ "Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних". Материал был направлен в комиссию по делам несовершеннолетних Сормовского района для принятия решения.

    Сейчас в отношении Елены возбуждено уголовное дело по статье 125 УК РФ "Оставление в опасности". Решается вопрос о лишении ее родительских прав в отношении малолетнего Дениса. К слову, в отношении старшего сына - 16-летнего Максима - мать уже лишена родительских прав.

    Таких примеров, увы, можно привести еще немало. Совсем недавно общественность не только региона, но и всей страны была потрясена историей, случившейся также в Сормовском районе приволжской столицы. Никто не мог предположить, что в XXI веке мог вырасти ребенок, не знающий, что такое ложка.

    Чиновники не заметили Маугли...

    13-летний нижегородец Женя Барсуков оказался в центре внимания, можно сказать, случайно. Соседи, проживающие рядом с пьющими супругами Барсуковыми, случайно заглянули в их квартиру и, ужаснувшись виду ребенка, вызвали скорую. Дело в том, что тихие пьяницы совершенно не интересовались своим сыном. Приехавшие врачи тоже сначала опешили. Оказалось, мальчик в 13 лет не умеет не то что писать и читать, но даже элементарно говорить. Еще больший шок медики испытали, когда попытались накормить Женю: ребенок привык есть как собачка с пола. Сейчас судьбой подростка занимаются врачи и психологи, учат его всему заново, поправляют здоровье.

    Однако им должны были бы заинтересоваться намного раньше чиновники, причем проверить, почему ребенок не ходит учиться, обязаны были даже и без введения пилотного проекта ювенальной юстиции. Но не заинтересовались. Меры чиновники начали принимать только после того, как нижегородского Маугли показали по всем местным телеканалам.

    - Мы занимаемся этим делом, - сообщили корреспонденту "РГ" в Сормовском отделении милиции. - В отношении матери ребенка Любови Барсуковой возбудили уголовное дело по статье 156 "Ненадлежащее исполнение родительских обязанностей". Впрочем, допрашивали родителей этого ребенка только один раз. После этого Барсуковы скрылись, в квартире их нет.

    В том, что мальчишке-сормовичу в семье оставаться было нельзя, сомнений не вызывало ни у кого. Но из неблагополучных условий его вызволили вовсе не благодаря действию ювенальной юстиции. Просто соседи этого ребенка оказались людьми неравнодушными.

    ...Но выявили бедную семью

    А вот в Дзержинске Нижегородской области в это же время отбирали детей у совершенно нормальных родителей. И делалось это как раз в рамках действия ювенальной юстиции. У молодой хрупкой мамы не хватало сил, чтобы прижимать к себе всех троих детей. Лидия Бузанова, многодетная мама, никогда никаких нареканий не вызывала, ее супруг Сергей в пристрастии к алкоголю или какой-то другой пагубной привычке тоже замечен не был. И тем не менее не помогли ни слезы, ни мольбы - детей увезли.

    Вина супругов в том, что они бедны. Глава семьи на какое-то время остался без постоянной работы, а временными заработками больших денег добыть не получалось. Многодетной маме с тремя детьми, старшему из которых три с половиной годика, а младшему - 5 месяцев, что-нибудь заработать и вовсе нереально.

    - Сначала я не могла вообще ни о чем думать, в ушах звенела и звенела фраза, брошенная какой-то чиновницей из комиссии по делам несовершеннолетних: "У вас чисто, но бедно", - вспоминает Лидия Бузанова. - И еще почему-то вспоминались слова школьной учительницы, рассказывающей о пьесе "Бедность не порок". Оказывается - порок.

    Родители метались в поисках защиты и правды. Отец срывался то на революционные лозунги, то на мольбы. Мама жила на валидоле, валерьянке, обивать пороги инстанций, которым вроде как положено защищать материнство и детство, у нее уже не было сил.

    Разбираться, почему у чиновников не доходили руки до действительно брошенного родителями Жени Барсукова, но в то же время очень быстро дошли до детей из малообеспеченной многодетной семьи, вероятно, должны руководители этих чиновников. С точностью можно сказать только одно: региональные власти сумели сформировать у нижегородцев негативное отношение к ювенальной юстиции.

    Оставьте детей в семье!

    комментарий

    Павел Солнцев, председатель нижегородского отделения Ассоциации приемных и многодетных семей России:

    - Дело этой семьи в суде мы выиграли. Там сам факт отъема детей проходил с нарушениями, не было решения суда или органа опеки, да и самого представителя органа опеки в этот момент в квартире не было. Если бы это дело было единичным, то после победы в суде можно было бы вздохнуть с облегчением. Семья воссоединилась... Да, маме и среднему ребенку необходима помощь психолога, им была нанесена наиболее серьезная душевная травма, но время лечит все. Однако вздохнуть с облегчением, пусть и с этими оговорками, не получается. В настоящее время на контроле ассоциации находятся семь семей из Нижегородской области, у которых пытаются отнять детей необоснованно. Между тем в первом чтении ГД РФ принят законопроект о введении ювенальной юстиции. Принятие этого законопроекта, на мой взгляд, приведет к краху России.

    Справка "РГ"

    Ювенальная юстиция - система государственных органов, осуществляющих правосудие по делам о преступлениях и правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также государственных и негосударственных структур, проводящих контроль за исправлением и реабилитацией несовершеннолетних преступников и профилактику детской преступности, социальную защиту семьи и прав ребенка. Идея ювенальной юстиции в разных формах реализована во многих странах. В РФ нормативная база, необходимая для введения государственной системы органов ювенальной юстиции, находится в процессе обсуждения.

    Поделиться