Теперь московским выпускникам-детдомовцам полагается сопровождение.
Специальные воспитатели будут следить, чтобы ребята не прогуливали занятия, содержали квартиру в порядке, сторонились дурных компаний.
Об этом говорится в только что принятом законе об организации опеки, попечительства и патроната в Москве. Там появилось новое понятие "постинтернатный патронат". Он касается выпускников от 18 до 23 лет - не всех, а тех, кто учится очно в учреждениях профобразования.
Спрашивается, зачем совершеннолетним недорослям няньки?
Испытательный срок
За "круглым столом", который организовал городской департамент соцзащиты населения, приводились такие факты. С 2000 года (с этого времени Москва стала предоставлять нуждающимся сиротам однокомнатные квартиры в год выпуска) заключено 4524 договора безвозмездного пользования. Сроком на пять лет.
После этого уже можно заключать другой - социального найма и приватизировать жилье. Но не все жильцы выдерживают "испытательный срок": многие заселяют квартиру посторонними, не оплачивают жилищно-коммунальные услуги... В результате 349 договоров безвозмездного пользования продлены еще на пять лет.
Такой порядок введен в Москве специально, после того как некоторые детдомовцы стали жертвами мошенников. Известен случай, когда один из выпускников поменял квартиру на мобильный телефон. "Зачем?" - спрашивают его. "Я давно мечтал о мобильнике". Вот такие инфантильные молодые люди.
- Собственно, патронат осуществлялся и до принятия закона, но теперь он становится нормой, - говорит заместитель руководителя департамента соцзащиты населения Москвы Татьяна Потяева. - На сегодняшний день в 10 административных округах на сопровождении состоит 2725 сирот до 23 лет. Это, что называется, группа риска. Среди них - те, кто ведет антисоциальный образ жизни: пьют, употребляют наркотики, кто-то отбывает наказание, 21 человек в розыске. 245 молодых девушек в декретном отпуске, многие рискуют остаться матерями-одиночками.
Немало безработных, в том числе 137 человек, которые не желают трудоустраиваться. Сдают квартиры, сами скитаются. Еще 258 человек вроде бы в поисках работы, перебиваются временными заработками.
Между тем у большинства "ходовые" специальности, например, строительные. А на стройки приходится брать мигрантов.
- Одна из проблем - у большинства выпускников детдомов нет мотивации к работе, - считает представитель городского департамента труда и занятости Сергей Шишков. - Хотя, если они встают на учет в службу занятости и направляются на обучение, то им положена стипендия в размере средней зарплаты. Сумма немаленькая. В Москве сейчас свыше 30 тысяч рублей. Но даже ради этой немалой суммы ребята не посещают занятия. Значит, и денег не получают.
Картина, что и говорить, безрадостная. Выпускники-сироты хоть и совершеннолетние, но не зрелые.
Хочу в юристы!
Семья - вроде якоря, который держит человека на плаву. А нет ее - и болтается без руля и ветрил. Хотя есть и целеустремленные дет домовцы, которые смогли без поддержки получить хорошее образование, нормально трудоустроиться. Но какими усилиями?
За "круглым столом" собрались бывшие детдомовцы, все - студенты вузов. Они просто рассказывали о себе.
Несмотря на уверения столичных властей, что выпускники-сироты на сто процентов обеспечиваются жильем, среди приглашенных оказались люди, которые уже много лет не могут его получить.
Вот что рассказала на встрече студентка Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Наталья Чекина:
- Из училища меня отправили просто на улицу. С тех пор (а это уже 10 лет) я без квартиры. И многие ребята в таком же положении.
Куда бы ни обращалась, советуют: "Вам нужен хороший юрист". А деньги на него где взять? Правда, сейчас к моим проблемам подключилась служба уполномоченного по правам ребенка в Москве. Может, дело сдвинется с мертвой точки. Мне кажется, нужно создать социальный сайт, где ребята получали бы консультации в подобных случаях. В университет пошла, чтобы потом работать с детьми-сиротами.
- В 15-м интернате, где я учился, всем вбивали в голову: в вуз не поступите, идите в колледж или ПТУ, - вспоминает Лев Колесников, сегодня студент медицинской академии. - Наверное, при этом наши воспитатели руководствовались благими пожеланиями, чтобы в руках была профессия. Но я вопреки всему поступил, сейчас на пятом курсе. По-моему, в детдомах ребятам просто обрубают крылья - отсюда у них всякие комплексы, страхи. Не зря психологи и социологи отмечают у выпускников детских домов пониженную самооценку.
- Среди проблем называли отсутствие мотивации к труду, но откуда ей взяться, если в детдоме за тебя выбирают специальность? - говорит Светлана Белкова, студентка МГППУ. - Нас всех ориентировали на ПТУ. Девочек - в портные-закройщицы... Я отучилась, потом поняла: не мое. Поступила в русско-американский институт, выучила язык, а когда вузу не продлили лицензию, перевелась в психолого-педагогический университет. На бюджетное отделение не взяли - сказали: перевод только на платное, хотя по закону сироты должны быть на полном гособеспечении. Чтобы оплачивать обучение, работаю. Выручает знание языка.
-У меня в подопечных - такие же, как я, бывшие детдомовцы, - Виктор Рощин и учится в институте, и работает в КЦСО "Нагатинский затон". - Многие не знают, что делать, если потек кран, а уж если затопили соседи - просто катастрофа. Конечно, помогаем. Многие выпускники, получив квартиры, в одну селятся компанией по 3-4 человека, а остальные сдают. Почему? Во-первых, они приходят в пустые стены. Не на газетке же спать? Нужны как минимум кровать и холодильник. Подъемных денег на обустройство не хватает. Во-вторых, часто квартиры сиротам выделяют в одном доме, а то и подъезде. Они еще в детдоме привыкли жить вместе, вот и продолжают держаться друг друга.
У Ульяны Атыевой, выпускницы детдома N 12, просто героическая судьба. Как и все, после девятого класса поступила в профколледж, в 16 лет забеременела. Преподаватели и воспитатели в один голос говорили: иди делать аборт, в общежитии с ребенком нельзя. Но наотрез отказалась.
Не отчислили только потому, что хорошо училась. Хотела стать юристом. Экзамены на юрфак сдала успешно - стала смотреть списки: почему-то зачислили... на бухгалтера. Пошла разбираться в деканат. "Вы же из детдома", - на голубом глазу отвечает дама. "Тогда я вообще уйду". И настояла на своем.
По субботам учится - по сокращенной вузовской программе. Конечно, за деньги : бесплатной "сокращенки" нет. Чтобы заработать на учебу и дочку, которой уже шесть лет, устроилась в коммерческую фирму. Квартира ей осталась от родителей (тут, считай, повезло), но с огромным долгом по "коммуналке". Поэтому никто не хотел переоформлять документы - пришлось даже судиться...
После этих рассказов - одна мысль: если даже у этих, казалось бы, благополучных выпускников - масса проблем, то каково приходится более слабым и безвольным?.. Поэтому и необходим патронат.
Возникла и другая идея - создать в Москве молодежный совет выпускников интернатных заведений. Его задача - поддержать таких же сирот, чтобы они не растерялись в самостоятельной жизни, подсказать, куда обращаться за помощью в трудную минуту.
Городской "Социальный приют для детей и подростков" (в Ступино) при поддержке правительства Москвы выпустил специальный справочник. В нем - все, что пригодится в самостоятельной жизни: и права, и как вносить квартплату, и рецепты приготовления блюд, и образец резюме, и способ защитить квартиру от мошенников... В общем, советы на все случаи жизни. А главное - телефоны служб, куда можно обратиться за помощью.