Одно из главных мировых рейтинговых агентств Standard&Poor's обрушило мировые биржи, когда понизило рейтинг Греции до бросового (или "мусорного") уровня. Сейчас в экспертном сообществе многие критикуют S&P и вообще ставят под сомнение ценность рейтингов в их нынешнем виде.
Финансовый обозреватель Рейтер досадует, что "рейтинговые агентства имеют неоправданно завышенный рейтинг". Рынки прислушиваются к их ворчанию, потому что срабатывает "эффект мегафона". S&P и Moody’s, может быть, не самые умные наблюдатели за рынками, но они точно самые шумные. Это все равно, что закричать: "Пожар, горим!" в переполненном кинотеатре. Рейтинговые агентства не первыми обнаруживают проблемы, но помогают устроить панику.
Ассошиэйтед Пресс приводит раздраженные слова официального представителя Евросоюза Амадеу Тардио: "Да кто оно такое, это S&P? Лучше бы оно следило и оценивало реальные процессы, как, например, ведущиеся в Афинах переговоры о финансовой помощи, которые демонстрируют быстрый и уверенный прогресс".
Хотя в последнее время репутация рейтинговых агентств пошатнулась, они по-прежнему купаются в деньгах. В первом квартале нынешнего года S&P заработало 451,5 миллиона долларов, Moody’s - 113,4 миллиона. Агентства получают деньги от компаний, чьи финансовые продукты они оценивают. Это вызывает сейчас серьезные нарекания в США и в Европе.
Американский сенатор Карл Левин говорит о "врожденном конфликте интересов" и приводит сравнение: "Это как если бы одна из сторон в суде платила зарплату судье или одна из команд на футбольном поле содержала рефери".
Что касается стран, которые рейтингует S&P, то они ежегодно платят агентству от 60 до 100 тысяч долларов в год.
Евросоюз разработал кодекс поведения рейтинговых агентств, который должен вступить в силу в декабре нынешнего года. Кодекс призван свести к минимуму конфликты интересов и обязать рейтинговые агентства раскрывать методологию.