29.04.2010 23:15
    Поделиться

    Театр Покровского поставил оперу по Булгакову

    В Московском Камерном музыкальном театре имени Бориса Покровского в эти дни проходит мировая премьера оперы Николая Сидельникова "Бег" по пьесе Михаила Булгакова. Спектакль подготовили режиссер Ольга Иванова, художники Виктор Вольский и Мария Вольская, дирижер Владимир Агронский.

    Четверть века пролежала эта масштабная партитура Николая Сидельникова, прежде чем герои "Бега" впервые вышли на оперную сцену. Постановка стала данью памяти композитору, которому в этом году исполнилось бы восемьдесят лет.

    Премьере "Бега" предшествовал серьезный подготовительный период. Композитор, выступивший и автором либретто, написал около пяти часов музыки для большого романтического оперного оркестра и огромного количества актеров (по количеству действующих лиц "Бег" может соперничать с "Войной и миром" Прокофьева). Камерному формату театра Покровского столь масштабное сочинение никак не соответствовало, пришлось сделать редакцию авторской партитуры, которую доверили ученику композитора Кириллу Уманскому. Попутно были сделаны и значительные купюры, сократившие объем музыкального материала до трех часов.

    По словам постановщиков, обращение с авторским текстом было предельно корректным - оригинальный замысел удалось полностью сохранить, как и ярчайшую стилистику, в которой гармонично сплелись и фокстротно-вальсовые ритмы, и джазовые мотивы, и изысканно-изломанная экспрессионистская мелодика. Именно обилие заложенных в музыке ассоциаций и знакомых образов делают оперу "Бег" доступной современному слушателю. Однако доступность эта обманчива, и музыка оперы погружает в сложный и остро современный булгаковский мир, наполненный философским содержанием. В свое время пьеса "Бег" сыграла роковую роль в судьбе Булгакова: подвергнутая критике со стороны Сталина, расценившего ее как проявление попытки вызвать сочувствие "к некоторым слоями антисоветской эмигранщины", она, по сути, закрыла путь его дарматургии на сцену на долгие годы.

    Для режиссера Ольги Ивановой, которой композитор двадцать лет назад доверил свое творение: подарил клавир "Бега" с пожеланием поставить на сцене, главной задачей стало найти сценический эквивалент этому многогранному тексту, где на первом плане оказались четыре главных героя "Бега", а драматургия оперы сохранила булгаковскую форму "сновидений". Их в партитуре Сидельникова, как и у Булгакова, восемь. В опере занято рекордное для театра Покровского число участников и использованы самые современные достижения в области сценографии.

    Поделиться