На столичных улицах продолжаются репетиции Парада. Зрелище масштабное: на каждую военную машину приходится по единице городской уборочной техники. В итоге к 200 танкам и бронетранспортерам добавляется столько же коммунальной техники.
"Без этого не обойтись, - рассказали корреспонденту "РГ" в департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы. - Иначе городские улицы превратятся в пыльный танковый полигон". Меня заинтересовало другое: а во что превратится после такого железного нашествия городской асфальт?
Восемь вечера, вторник. Движение по Ленинградскому проспекту от Путевого дворца до Кремля давно перекрыто милицией. Армада ярких рыжих коммунальных машин с проблесковыми маячками ожидает команды "на старт". И вот показывается первая группа танков, гусеницы каждого обуты в специальные черные резиновые чехлы. Затем выходит вторая группа, третья, четвертая... Действие завораживает. Зеваки приветствуют военных; яркие вспышки фотоаппаратов и мобильников. На асфальте же быстро прорезаются две щербатые колеи, между ними тянется какая-то масленая полоса со светлыми пятнами. Чуть дальше на обочине - сколотая разметка. Над дорогой повисает черно-серый дым и нестерпимо пахнет отработанной соляркой.
Дальше наступает очередь коммунальной техники. По данным департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города, в парадной уборке улиц принимает участие 83 пылесоса и 193 поливально-моечных машины. Мощным потоком воды они сбивают сначала остатки грязи, затем начисто смывают. "Это делается для того, чтобы остудить дорожное полотно", - пояснили специалисты. Затем дорожные пылесосы собирают излишки воды.
- Дорога уже кристально чистая: хоть босиком ходи, ног не замараешь, - поясняет главный инженер службы эксплуатации МКАД Александр Милюков. - Почти по кубометру воды тратим на километр.
У Васильевского спуска к колоннам техники пристраивается машина городской дорожной лаборатории. Сначала она проверяет путь на предмет безопасности. Затем фиксирует нарушения дорожного полотна, оставленные артиллерией. Ближе к четырем часам утра лаборатория доползает до Путевого дворца.
- Да, результат не порадовал, - не скрывает доцент МАДИ руководитель городской службы дорожных лабораторий при департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Юрий Васильев. - Асфальт не выдержал двойного прохода по одному и тому же маршруту. Автомобилистам, которые позже поедут по этой трассе, стоит быть внимательнее.
По словам Васильева, больше всего пострадала разметка. Проседания асфальта замечены также у люков канализации, а в некоторых местах полотно начало просто крошиться.
- Третий год экспериментируем, - продолжает Васильев.- Сегодня самый худший результат. В прошлом году канавки на дорогах появились хотя бы после Парада. А в этом - на первой же репетиции. Наверное, негодную обувь военные подобрали на гусеницы техники. А что дальше будет, если впереди еще десять проходов? Вот почему город ежегодно тратит миллионы рублей на устранение следов на асфальте. Так, может быть, лучше все-таки более надежную обувь придумать на танки? Может быть, дешевле обойдется?