Марина Селиверстова: Чем проще гидротехнический метод, тем он более экологичен

По последним данным, в стране приведены в нормативное состояние 115 гидротехнических сооружений (ГТС). Только в прошлом году было отремонтировано около 220 ГТС. Однако 5,5 тысячи ГТС остаются бесхозяйными. Об этом сообщила на пресс-конференции в "Российской газете" глава Федерального агентства водных ресурсов Марина Селиверстова.

Марина Валерьевна, среди 5,5 тысячи плотин, дамб и других ГТС, у которых пока нет хозяина, есть такие, которые в период начавшегося весеннего половодья представляют серьезную опасность?

Каких-то особо опасных гидротехнических сооружений в числе этих бесхозяйных нет. Это, как правило, пруды-копани, в основном находящиеся в сельской местности, которые не представляют особой опасности в период межени.

Но в условиях высокой воды они могут быть опасными. И наша общая задача эти риски либо исключить, либо минимизировать.

Сколько выделяется федеральных субсидий на поддержание этих ГТС в рабочем состоянии?

В прошлому году размер субсидий на капитальный ремонт гидротехнических сооружений составлял около 1 миллиарда 800 миллионов, в этом году - это 1 миллиард 217 миллионов. Однако требуется на 30-40% больше.

Федеральный закон о безопасности гидротехнических сооружений закрепил ответственность за состояние безхозяйных ГТС на территории субъекта за субъектами РФ. Поэтому в интересах региона как можно быстрее навести порядок. Либо принять решение о капитальном ремонте и определении собственника бесхозяйного гидротехнического сооружения, либо принять решение о его ликвидации или утилизации, если нет надобности в его последующем содержании и эксплуатации.

Государство на протяжении пяти лет решает эту задачу путем предоставления субсидий федерального бюджета, которые идут на капитальный ремонт этих гидротехнических сооружений.

Однако, только проводя капитальный ремонт, мы не решаем задачу до конца, так как не находим собственника ГТС. Не случайно на последнем селекторном совещании, которое проводил председатель правительства В.В. Путин, была поставлена задача определения собственника. Сейчас совместными усилиями Минприроды России, Росводресурсов и Ростехнадзора оперативно ищем правовые способы решения этой задачи.

Помимо традиционных способов подготовки к паводку (распиловка, зачернение льда) какие-то новые технологии применяются?

Вообще история гидротехники насчитывает тысячелетия. Все экологически чистые методы, которые человечество наработало за период своей гидротехнической деятельности, давно известны. И они успешно применяются. Должна сказать, что, как правило, чем проще метод, тем он более экологичен. Более того, если бы мы предоставили реке ее жизненное пространство, как делали наши предки, то многое из того, что мы сегодня вынужденно делаем, нам не приходилось бы делать вообще.

Что вы думаете по поводу возможности страхования рисков гражданской ответственности? Будет ли это добровольное или все-таки обязательное страхование?

Мы сейчас ищем подходы. Я полагаю, что это будет некий вид обязательного страхования. Зачастую после паводка выясняется, что по всем нормам здесь не должно размещаться жилье. Но по факту оно есть. И далее - сюжет с компенсацией. Государство ежегодно несет бремя таких расходов.

Как их минимизировать? Тем более если застройка не санкционирована, явно нарушены нормы.

Механизмы возмещения этого вреда сегодня - за счет государства, из общего кошелька налогоплательщиков. Поэтому, на мой взгляд, если гражданин осознает, понимает, что на паводкоопасных территориях нельзя строиться, что возникают риски, то должно быть и обязательное страхование этих рисков.

А когда наконец будет понятен механизм страхования рисков гражданской ответственности?

Назвать точную дату не могу. Такая задача стоит в плане реализации положений Водной стратегии, которая принята правительством до 2020 года. Она состоит из двух этапов.

На первом этапе предполагается разработка экономических и правовых механизмов, которые направлены на стимулирование водопользования, повышение его эффективности.

А как быть с теми, кто уже понастроил дома в таких "нахаловках", как называют в народе эти районы стихийной застройки? Это их как-то коснется?

На примере Речника мы видим, как могут драматически развиваться события в таких случаях.

На мой взгляд, каждый конкретный случай требует конкретного правового решения. Оно должно базироваться на правовой оценке того, что представляет собой эта застройка. Должны быть проведены исследования с точки зрения норм действующего законодательства, возможно ли сохранение этих строений. Если "да", то при соблюдении каких условий. То есть, если в водоохранной зоне расположен какой-то объект, и решается вопрос о его сносе, мы должны для начала оценить правовые основания его нахождения. Затем выяснить, какие реальные угрозы этот объект инфраструктуры создает для водного объекта, и какие угрозы вода создает для него.

И если законодательство предусматривает определенные требования экологического характера (наличие ливневой канализации, очистных сооружений), они беспрекословно должны быть выполнены как условие возможного сохранения объекта в этой зоне.

А каковы сейчас размеры водоохранной зоны?

В зависимости от водного объекта от 50 до 200 метров в соответствии с Водным кодексом.

Какие изменения в этом году ждут экологов-производственников?

Каковы основные проблемы применения Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства?

Этот вопрос правильнее адресовать департаменту государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологии Минприроды России. Что же касается Методики, я знаю, что было много обращений по поводу того, что несоразмерные штрафы разорительны для субъектов хозяйственной предпринимательской деятельности. На сегодня методика исчисления размера вреда пересмотрена.

Появилась возможность по решению суда зачета стоимости компенсационных мероприятий, осуществляемых загрязнителем. Пересмотрены в сторону уменьшения коэффициенты, применяемые при расчете сумм вреда.

Кстати

90% объема сточных промышленных вод не очищается до нормативного уровня.

Примерно 60% от этого количества загрязнения "обеспечивают" предприятия жилищно-коммунального комплекса. При этом, как утверждают эксперты, в нашей стране есть регионы, в которых до половины всех болезней спровоцированы потреблением некачественной воды. Врачи же настаивают: если пить качественную воду, можно увеличить продолжительность жизни на 5-7 лет