По оценке минрегиона, общий объем средств, необходимых на ближайшие десять лет для модернизации всей водохозяйственной системы, составляет порядка 15 триллионов рублей. При этом ежегодно из бюджетов всех уровней вносится лишь 0,1 процента от этой суммы.
Однако после того, как рост квартплаты в регионах в начале этого года составил 50-80 процентов, власти потребовали пересмотреть концепцию госпрограммы. Как сообщил "РГ" источник близкий к аппарату правительства, сейчас идет поиск финансового инструмента, который позволит модернизировать отрасль, но не будет требовать повышения тарифа выше чем годовая инфляция (по прогнозам, на этот год она должна составить порядка 7,5 процента).
Правда, скептики утверждают, что такого инструмента при нынешнем положении экономики вовсе не существует и, скорее всего, отрасль придется оставить в том ее виде, в котором она есть сейчас. То есть курс на повышение тарифов сохранится. И смягчить в этом случае "тарифный" удар для населения можно будет только при деятельном участии государства. В первую очередь за счет социальной поддержки населения.
"Россиянам рост квартплаты нужно принять как данность, а государству перенацелить средства на адресную поддержку малоимущих категорий граждан", - считает эксперт Института экономики города Дмитрий Гордеев. По его словам, лишь 11 процентов домохозяйтсв сегодня получают субсидию. "Пусть за субсидией придут 30 процентов населения, но 70 останутся и будут платить но новым правилам. Просто надо людям объяснять, что есть возможность получить субсидию, если своих средств не хватает", - говорит эксперт.
Кроме того, государству необходимо будет более пристально следить за формированием тарифов. "Предприятие всегда заинтересовано как можно больше своих затрат заложить в тариф. Наверняка в любом тарифе есть резервы для его уменьшения. Но нельзя взять и сказать, что 70 процентов на "прочие затраты" много, давайте оставим 50 процентов. Надо учитывать, что в тарифе заложены средства на ремонт труб и водоочистку", - настаивает Дмитрий Гордеев.
Если же пойти по пути "заморозки" тарифов (а такой вариант также активно обсуждается властями), с водой можно выплеснуть и ребенка, уверен эксперт. Произошедшая в прошлом году авария на водоводе в Саратове оставила половину города без воды. Последствия аварии устранялись четыре недели. Основным фактором послужил как раз стопроцентный износ коммуникаций, на ремонт которых ни в бюджете города, ни областной администрации в свое время, когда аварию еще можно было предотвратить, денег не нашлось. Другой пример - в Казани при проведении планового ремонта на головных очистных сооружениях водопровода горожане вынуждены были три дня прожить на "сухом пайке" без централизованного водоснабжения. Страшно представить, что начнется, если основные системы централизованного водоснабжения одна за другой начнут выходить из строя по всей стране. Ведь одномоментная замена труб практически невозможна. При этом наибольшую угрозу представляет канализация, да еще и в крупном городе. В случае ее поломки на длительный срок нас ждет ни больше ни меньше как экологическая катастрофа.
Существующий запас прочности коммуникаций позволяет сделать экспертам вывод, что его хватит еще на два-три года. Даже при таком состоянии дел реконструкция и строительство дополнительных объектов возможна без прерывания производственного цикла. Понятно, что для выполнения большого объема работ потребуется финансирование с трех сторон: федерального, регионального бюджетов и частного бизнеса. Правда, в этом случае для инвесторов привлекательность коммунальной отрасли очень зависит от "входной" позиции в проект.
При существующих на сегодняшний день тарифах, а в регионах они существенно разнятся, большинству предприятий водопроводно-канализационного хозяйства лишь удается выходить в "ноль". Тех, кто умудряется работать с прибылью, которая не превышает 5 процентов, буквально единицы. Эксперты настаивают, что при адекватной тарифной политике (а сегодня, например, в некоторых регионах все еще не удается уйти от перекрестного субсидирования) доходность таких предприятий может достигать 30 процентов. При этом за качество воды в городах отвечают в основном муниципальные предприятия, которые при этом являются естественными монополистами. Частный сектор занимает не более 10 процентов рынка. Чтобы увеличить долю бизнеса, государству, скорее всего, придется пойти на некоторые уступки.
Срок окупаемости среднего проекта по реконструкции водопроводных сетей составляет 8 лет. Если проект запускается с "нуля", срок увеличивается до 12 лет. Это достаточно долго, учитывая, что российский бизнес привык к быстрым деньгам. Ранее глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина говорила о том, что для стимулирования долгосрочных инвестиций в коммунальную инфраструктуру предлагается использовать гарантии государства по привлекаемым кредитам, субсидирование процентных ставок.
К процессу уже подключился Внешэкономбанк, который предлагает свою программу льготного кредитования предприятий коммунальной отрасли с финансовыми каникулами на срок от шести месяцев до года. При условии, что стоимость проекта должна составлять не менее 1,8 миллиарда рублей.
Кроме того, сейчас уже ведется работа по созданию отраслевых фондов. А именно предлагается создать инвестиционный фонд, деньги из которого будут распределяться нуждающимся регионам на условии софинансирования. В структуре фонда: половина - это деньги инвесторов, остальное - средства из федерального и региональных бюджетов. В субъектах РФ уже начат отбор проектов, по которым будет оказана финансовая поддержка.
По данным минздравсоцразвития, сегодня в России только две трети населения имеют доступ к относительно чистой воде, почти 17 миллионов россиян используют для питья непригодную воду. Наиболее бедственное положение сложилось в Ненецком автономном округе и Республике Саха (Якутия), где до 95 процентов населенных пунктов снабжаются водой, не отвечающей санитарным нормам. Срочное улучшение системы водоснабжения требуется в Челябинской области (наличие в источниках водоснабжения радионуклидов), промышленных районах Западной Сибири (наличие тяжелых металлов), на Крайнем Севере (превышение содержания железа, кремниевой кислоты, в прибрежных районах - высокая минерализация). Существенная нехватка воды - в Калмыкии, в городах Оренбурге и Кургане. От "обезвоживания" страдает практически весь Южный федеральный округ
По данным минприроды, в России расход воды на единицу ВВП вдвое больше, чем в США, и в четыре раза больше, чем в Германии. Среднестатистический россиянин на коммунально-бытовые и хозяйственно-питьевые нужды расходует 184 литра воды в сутки. Однако для питья и приготовления пищи требуется порядка 3-4 литров. В последние годы российские власти всерьез рассматривают возможность экспортировать воду, которая может стать третьей по объему приносимых доходов после нефти и газа, ведь в нашей стране сосредоточена почти четверть мировых запасов пресной воды