Пожалуй, наиболее активно развивающийся сейчас формат загородного жилья - так называемые дальние дачи. Девелоперы обратили внимание на этот сегмент еще до кризиса, первые предложения появились два-три года назад. Теперь застройщики дальних поселков повышают их качественный уровень до бизнес-класса.
Предложение на рынке загородного жилья существенно отличается от предпочтений потенциальных покупателей. Более чем три четверти покупателей хотели бы приобрести дома в категории "эконом", тогда как объем предложения в этой ценовой категории - менее 60% (см. диаграмму). Это при том что многие застройщики успели за полтора года кризиса реструктурировать свои объекты, перевести их в более доступную ценовую категорию.
Причина лежит на поверхности: цена земли и инфраструктуры в ближнем Подмосковье по-прежнему так высока, что строительство поселков экономкласса в большинстве случаев оказывается нерентабельным. Едва ли не единственный способ успешно реализовать проект низкой ценовой категории - двигаться дальше от МКАД, даже за границы Московской области. Девелоперы начали осваивать эти территории (100 и более км от Москвы) еще несколько лет назад.
"Возросшее предложение "дальних дач" - это совсем даже не реакция на кризис, - утверждает Василиса Баженова, генеральный директор компании "Гагаринлэнд" (застройщик поселка на границе Смоленской области). - Интерес к этому сегменту недвижимости явственно ощущался еще пять-шесть лет назад, а за последние два года появилось реальное и разнообразное предложение объектов. Так получилось, что выброс на рынок этих объектов совпал с кризисом, когда цена стала определяющим фактором при выборе жилья. Это способствовало росту продаж "дальних дач" в кризисный период с конца 2008-го по настоящее время".
Относительно низкая цена (от 2,3-3 млн за домовладение) - не единственное конкурентное преимущество удаленных поселков. А может быть, даже и не главное. "Существует несколько преимуществ, которыми обладает поселок, расположенный за пределами Московской области, - это кроме цены хорошая экология и выгодное местоположение, - говорит Тамерлан Беков, руководитель отделения загородной недвижимости "Беляево" компании "Инком-Недвижимость". - Эти три фактора образуют серьезный мотивационный стимул, который заставляет покупателя делать выбор именно в пользу таких поселков. Новые поселки в Клинском районе Московской области и в Тульской области, например, обладают характеристиками, которыми нечасто обладают близко расположенные к столице проекты: они расположены в живописных лесопарковых зонах недалеко от протекающих рек и очень привлекательны по ценам - стоимость контрактов в них начинается от 2,3 млн рублей за участок с домом в 98 кв. м".
Поселки, позиционирующиеся как "дальние дачи", все чаще используются как место постоянного проживания. Этому способствует развитие информационных технологий, что позволяет людям активного возраста работать в удаленном доступе. "Одна из главных категорий наших покупателей - люди свободных профессий, не связанные необходимостью ежедневного пребывания в офисе: программисты, дизайнеры и т. д., - говорит Ольга Вагнер, управляющий директор компании Peter Haus (застройщик поселка "Вестфалия" в Тульской области). - Кроме того, у нас охотно покупают дома пенсионеры, перебравшиеся на "большую землю" с северных территорий. И наконец, третья распространенная категория покупателей - люди, которые работают в Москве, но покупают дома для постоянного проживания родителей и маленьких детей. В результате около 90% покупателей наших домов живут в них постоянно в том или ином составе семьи".
Возрастающая конкуренция среди "дальних" поселков заставляет девелоперов повышать их уровень и включать в цену опции, характерные для более высоких ценовых сегментов. "Сейчас выиграет тот из "дальних" застройщиков, кто при адекватной цене за готовую дачу с участком максимально поднимет уровень своих объектов в плане формирования качественной социальной среды и инфраструктуры", - говорит Василиса Баженова.
Для повышения уровня поселка есть разные средства. Среди них, например, воссоздание стародачной культуры высокого уровня и создание комфортной и социально однородной среды для построения добрососедских отношений между жителями. Или предложение набора услуг бизнес-класса - от уборки домов и службы доставки фермерских продуктов до работы детских аниматоров и воспитателей творческих кружков летом и зимой. "То есть покупателям предлагается качественный продукт бизнес-класса по цене ниже, чем "эконом" в ближнем Подмосковье", - продолжает эксперт. - Единственное отличие от традиционного "бизнес-класса" - это расстояние от МКАД. Но это обстоятельство переходит в разряд преимуществ".