Пермские коммерсанты снова активно обсуждают потенциал и проблемы муниципального заказа. По официальным данным, в прошлом году сумма заключенных по итогам аукционных торгов контрактов в Перми превысила 7,5 миллиарда рублей.
Муниципальные заказы преимущественно ориентированы на те виды товаров и услуг, которые оказывает именно малый бизнес, что, безусловно, стало хорошим стимулом к его развитию. В то же время бизнесмены жалуются на несовершенную процедуру проведения аукционов и конкурсов.
- К сожалению, кроме цены, на муниципальных аукционах других критериев оценки сейчас нет, - говорит предприниматель Олег Шишов. - Наша компания работает в полиграфическом бизнесе, мы готовы предложить городу качественный продукт, за который не стыдно. Но в итоге побеждает тот, кто предложит цену на два рубля дешевле. Это невыгодно и самому заказчику. Как с этим бороться? Видимо, повышением квалификации тех, кто проводит торги по аукционам. Проблему качества может решить более детализированное техническое задание. К примеру, в Европе процедура размещения муниципального или государственного заказа предусматривает создание тендер-спецификации. Этот документ значительно шире, чем стандартное техническое задание, которым оперирует отечественный муниципальный заказчик. В нем прописано все: требования к качеству и долговечность продуктов, даже нормы безопасности, причем не только самих продуктов, но и процесса их производства. На мой взгляд, это один из методов, с помощью которого можно победить цену.
С другой стороны, по мнению предпринимателей, возникает и проблема со сдачей выполненных заказов, которая также вызвана непрофессиональной подготовкой технического задания по тому или иному конкурсу. Особенно критичным это становится, когда под выполнение крупного муниципального заказа предприниматель берет кредит в банке.
Представители городской администрации проблему признают. Сейчас, по их мнению, она лежит в правовом поле - речь о Федеральном законе N 94, который определяет при проведении тендеров приоритет цены. В то же время, по мнению первого заместителя начальника планово-экономического департамента администрации Перми Романа Чепкасова, совершенствовать составление технических заданий по муниципальному заказу нужно осторожно, поскольку чрезмерная детализация заказов нередко вызывает вопросы краевого управления Федеральной антимонопольной службы.
- Бывали случаи, когда строгие требования технического задания автоматически отдавали преимущество при получении заказа определенному участнику рынка. А это может быть истолковано как нарушение антимонопольного законодательства, - свидетельствует Чепкасов.
Цифры статистики говорят о том, что, несмотря на проблемы, активность предприятий малого и среднего бизнеса в получении муниципальных заказов растет. Так, если в 2008 году на конкурсы и аукционы подавалось в среднем три заявки, то по итогам 2009-го их количество увеличилось до семи. Повышается и грамотность предпринимателей в плане заполнения аукционной документации. В 2009 году до торгов было допущено более 70 процентов коммерсантов, желающих получить муниципальный заказ. Их возросшую активность чиновники городской администрации связывают с кризисом и желанием предпринимателей заработать любой ценой.
Другим фактором повышения активности в сфере муниципального заказа стал рост числа предпринимателей. По данным начальника муниципального департамента промышленной политики, инвестиций и предпринимательства Андрея Попова, несмотря на кризис, прирост предприятий малого и среднего бизнеса в Перми по итогам 2008 года составил три процента, а в 2009 году - уже 13. Всего в городе работают около 110 тысяч индивидуальных предпринимателей.