03.05.2010 23:43
    Поделиться

    На Средней Волге обслуживание счетчиков учета бьет по карману потребителей

    Несколько лет назад в квартирах и домах появились счетчики на газ и воду. Эти устройства позволяют жильцам неплохо экономить на оплате коммунальных услуг.

    Однако сейчас на владельцев счетчиков обрушиваются новые проблемы, грозящие свести всю экономию на нет. В ситуации попытались разобраться корреспонденты "РГ".

    Саратовская область

    Борис Шарыпов, житель поселка Усть-Курдюм, рассказал корреспонденту "РГ", как за минутную и самую примитивную работу сотрудника газовой компании он вынужден был заплатить больше тысячи рублей.

    Газовый счетчик в доме Шарыпова работает уже 10 лет, по истечении этого срока необходимо было провести его поверку. Чтобы снять счетчик, а потом самостоятельно отвезти его в областной центр стандартизации и метрологии, который оказывает такие услуги, саратовец обратился в местное газовое предприятие, входящее в областную газоснабжающую компанию. За то, чтобы снять и потом вновь установить газовый счетчик, Шарыпову выписали счет на 1021 рубль. Кроме того, пенсионеру сообщили: чтобы заново опломбировать счетчик, ему придется заключить договор на техническое обслуживание газового оборудования. А это еще 800 с лишним рублей.

    - Всей работы - на несколько минут, прикрутить две гайки. В центре стандартизации и метрологии за ту же самую работу (ведь чтобы счетчик проверить, его нужно было там подключить в газовому оборудованию) плюс саму проверку с меня взяли в пять раз меньше - всего 211 рублей. Почему у газовиков такие запредельные расценки?

    Главный инженер региональной газоснабжающей компании Александр Иванов, к которому обратились за разъяснениями, в своем ответе сообщил, что с гражданина взяли обоснованную плату - по утвержденному прейскуранту. Ее размер рассчитали исходя из "Методических положений по определению договорных цен на услуги по техническому обслуживанию и ремонту систем газоснабжения", которые разработаны в компании. Трудоемкость выполнения работ рассчитывается на основе "Типовых норм времени на техническое обслуживание и ремонт газового оборудования газового хозяйства", которые утверждены еще в 1988 году.

    Наверное, при желании можно поднять все эти документы и оспорить методику расчета в суде, но только кто из граждан станет этим заниматься? На это, по-видимому, и уповают газовики.

    Как подтвердили в комитете по государственному регулированию тарифов Саратовской области, расценки на установку и обслуживание бытового газового оборудования газовая компания - монополист устанавливает самостоятельно. Согласования стоимости услуг с контролирующими структурами действующим законодательством не предусмотрено. При составлении прейскурантов региональные газовые компании учитывают расчеты отраслевого научно-исследовательского института, которые, однако, носят лишь рекомендательный характер. В разных регионах стоимость услуг может отличаться, но в среднем стоимость технических работ и установки газового оборудования примерно одинаковая.

    Счетчик горячей воды рассчитан на 12 лет, однако его нужно поверять каждые четыре года

    - Проблема обоснованности расценок существует, обращения от граждан поступают, - сказал "РГ" председатель регионального комитета по государственному регулированию тарифов Сергей Мордовин. - Особенно часто в областное правительство обращаются ветераны войны и труда, поскольку на услуги газовиков не распространяются социальные льготы. Законодатель, принимая этот порядок, предполагал, что если гражданина не устроили расценки областной газовой компании, он сможет заказать работы в другой специализированной организации. Однако пока такой возможности нет, поскольку газовая компания занимает монопольное положение на рынке.

    Чтобы решить проблему, областные власти предлагают на федеральном уровне изменить порядок оплаты услуг монополистов. В региональном правительстве к маю должен быть разработан законопроект, по которому предлагается включить услуги по установке и техническому обслуживанию газового оборудования в размер тарифа на газ для населения. По мнению разработчиков, это не приведет к увеличению тарифа, а интересы льготников будут защищены.

    Самарская область

    Самарская пенсионерка Валентина Андреевна не могла нарадоваться, когда в ее квартире появились счетчики сначала на газ, а потом на горячую воду. Счета существенно уменьшились. Раньше ей приходилось платить за двоих: сын зарегистрирован у мамы, а живет у жены.

    - Нормативы потребления у нас завышены, - говорит Валентина Андреевна. - Горячую воду я раньше оплачивала из расчета 15 кубометров. А со счетчиком - за фактически выбранные полтора-два куба. За газ также плачу раз в десять меньше.

    Валентина Андреевна так расписывала выгоду счетчика на воду для пенсионного бюджета, что сагитировала на их установку свою соседку. Та тоже была довольна экономией.

    Счетчик на горячую воду рассчитан на 12 лет, однако через каждые четыре года его нужно поверять. "Час икс" для Валентины Андреевны наступил в прошлом декабре. На звонки самарских пенсионерок в фирму по установке счетчиков ответили, что такой организации больше не существует. В РЭУ-5, которое обслуживает их дом, женщинам пояснили, что не занимаются поверкой счетчиков, однако тут же любезно предложили… поставить новый, даже со скидкой. Попытки выяснить через справочную о товарах и услугах, где же в Самаре можно проверить прибор учета, также не увенчались успехом. В районной управляющей компании пенсионеркам сообщили, что не занимаются поверкой счетчиков, и тоже посоветовали сразу ставить новый прибор, - мол, "то на то и выйдет", ведь придется дважды вызывать слесарей и платить за поверку и за воду по нормативу неопределенное время.

    - Когда мы ставили счетчики, думали об экономии, счетчик ведь рассчитан на 12 лет, - сокрушается Валентина Андреевна. - А если его каждые четыре года менять, какая тут экономия!

    Пенсионерки решили не сдаваться, обзвонив все фирмы, в названии которых есть слово "вода".

    - В "Самараводоканале" нам просто предложили успокоиться и забыть о том, что счетчики нужно сдавать на поверку, - рассказывает Валентина Андреевна. - Так и сказали: с вас что, кто-то требует этого? Но мы хотели быть законопослушными... Теперь будем сдавать показания счетчика в РЭУ, пока коммунальщики не заставят нас отдать его на поверку. Но все же странно получается: люди хотят, чтобы все было по закону, готовы платить свои деньги, а им не дают.

    Комментарий

    Виктор Часовских, председатель комиссии по строительству и ЖКХ общественной палаты Самарской области:

    - Еще несколько лет назад я прогнозировал, что в Самаре начнутся проблемы с поверкой счетчиков. Жители активно устанавливают приборы учета, а в миллионном городе только одна фирма берет их на поверку. Чтобы решить проблему, мы подготовили обращение к главе города, к управляющим компаниям, чтобы они наладили механизм поверки счетчиков прямо на дому, чтобы не снимать их. Такие ГОСТы существуют, но это дополнительные трудозатраты для бизнеса, поэтому еще неизвестно, как отреагируют домоуправляющие компании.

    Поделиться