Скандал, связанный со смертью 30 апреля Веры Трифоновой в изоляторе № 77/1, больше известном в народе как "Матросская тишина", получил неожиданное продолжение.
Вчера Главным следственным управлением СКП РФ возбуждено уголовное дело в отношении следователя следственного управления Следственного комитета по Московской области Сергея Пысина. Теперь самого следователя обвинили по уголовной статье, карающей за халатность, и он оказался в том же положении подследственного, в котором совсем недавно находилась его подопечная.
По предъявленной Пысину уголовной статье - халатность, повлекшая тяжкие последствия или смерть человека, вчерашнему следователю грозит до пяти лет лишения свободы.
Этот резкий шаг руководства СКП оказался не единственным. Председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин "за ненадлежащий контроль по обеспечению прав обвиняемых" вчера же принял решение уволить из органов Следственного комитета заместителя руководителя следственного управления по Московской области Александра Филиппова. А руководителю следственного управления по Московской области Андрею Маркову объявлено неполное служебное соответствие.
По указанию Александра Бастрыкина была оперативно проведена служебная проверка причин смерти Веры Трифоновой. О ее результатах корреспонденту "РГ" рассказал официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре РФ Владимир Маркин:
- Проверкой было установлено, что Трифонова совместно с другими лицами была задержана 16 декабря 2009 года при получении денег от предпринимателя - за возможное назначение его членом Совета Федерации.
При задержании она заявила следователю о тяжелом состоянии здоровья и что ей необходимо постоянное лечение. Однако следователь, нарушив действующее законодательство, не проверил этот факт и обратился в суд с ходатайством, чтобы Трифоновой избрали меру пресечения в виде заключения под стражу. Ходатайство было удовлетворено. В дальнейшем адвокат Трифоновой неоднократно обращался к следователю с просьбами об изменении меры пресечения, ссылаясь на ухудшающееся состояние здоровья Трифоновой. Однако эти ходатайства следствием были безосновательно отклонены - без изучения доводов защиты и проверки изложенных в них сведений. Кроме того, следствием были оставлены без рассмотрения два обращения начальника СИЗО, в котором содержалась Трифонова. В обращениях говорилось о необходимости изменения в отношении нее меры пресечения.
Сейчас уголовное дело о покушении на мошенничество, по которому проходила Трифонова, передано в Главное следственное управление Следственного комитета.
Руководством Следственного комитета дано поручение своим подчиненным на местах - руководителям территориальных следственных управлений. Им указано, что при принятии решений об избрании меры пресечения, связанной с лишением свободы для подозреваемых и обвиняемых, надо учитывать не только тяжесть содеянного, но и оценивать их состояние здоровья, возраст, а также другие обстоятельства.