За два месяца до начала полномасштабной деятельности Таможенного союза трех государств российская таможня приступила к адаптации своих структур для работы в новых условиях. Прежде всего реформы коснутся центрального аппарата ФТС и тех его подразделений, которые отвечают за доходы. Затем ожидается реорганизация региональных таможен.
С 1 июля Россия, Белоруссия, Казахстан будут иметь единую экономическая внешнюю границу. Однако режим допуска по некоторым особо "чувствительным" товарам в каждой стране будет свой. Для этого российские таможенники намерены усилить контроль за этими товарами на своей территории. Однако речь не идет об увеличении новых таможенных пунктов. Основные усилия, которые позволят с помощью специальных технологий более эффективно "вычислять" недобросовестных импортеров, будут сконцентрированы на документальной составляющей.
На прошлой неделе глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов подписал приказ о частичной реорганизации центрального аппарата ФТС России. Документ вступает в силу со 2 июля 2010 года. При этом в ФТС ликвидируется Управление таможенной инспекции. Пять его отделов "вольются" в Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования, что, безусловно, повысит статус и влияние последнего.
По словам начальника управления Бориса Шкуркина, необходимость в таком слиянии возникла давно. "Основная задача управления - наполнение федерального бюджета". При этом в условиях ускорения таможенного оформления важная роль в обеспечении взимания таможенных платежей в полном объеме отводится именно подразделениям таможенной инспекции, осуществляющим так называемый постконтроль внутри страны, объясняет Шкуркин.
Особое внимание будет уделяться выявлению недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности, перемещающих товары с использованием нелегальных схем, что обеспечит защиту отечественных производителей товаров и добропорядочных участников бизнеса. Перенос акцента таможенного контроля на этап постконтроля не только соответствует мировой практике, но и во многом отвечает интересам бизнеса. Например, более детально и обоснованно может быть проконтролирована таможенная стоимость товаров, обоснованность предоставления льгот и преференции по уплате таможенных платежей, достоверность заявленных сведений о стране происхождения товаров. Особенно актуальным постконтроль становится в условиях функционирования Таможенного союза, продолжает Шкуркин. К примеру, в Казахстане и России пока не уницифированы ставки ввозных таможенных пошлин более чем по четыремстам из одиннадцати тысяч товарных позиций. А по этим товарам в 2009 году таможенной службой в федеральный бюджет перечислено 1,7 миллиарда долларов. Более того, в государствах-членах Таможенного союза будут предоставляться льготы на оборудование и комплектующие, ввозимые в рамках реализации инвестиционных проектов, приоритетных для вида деятельности (сектора экономики) данного государства. Использование таких товаров предполагается на территории государства, предоставляющего льготу, однако механизм их целевого использования пока отсутствует. "Чтобы эти и другие товары не оказались в РФ, на передний план выходит постконтроль, позволяющий их выявить", - говорит Борис Шкуркин. Кроме того, по его словам, в трех странах пока сохраняется и разный по степени жесткости подход к контролю таможенной стоимости. В Белоруссии, где хорошо развита собственная мебельная промышленность, таможенники серьезно контролируют ввоз иностранной мебели. Для России перечень стратегических товаров намного шире - это и продовольствие - мясо, сахар - и машиностроительная продукция, поэтому и степень контроля жестче, поясняет Шкуркин. Кстати, в такой же мере, как для Белоруссии мебель, для России особо деликатной темой остается ввоз подержанных иномарок физическими лицами. Однако автомобили пока остаются одной из немногих товарных позиций, механизм ввоза которых до конца не ясен.
"Перенос акцентов в таможенном контроле на период, когда товар уже выпущен в свободное обращение, позволяет ускорить процесс таможенного оформления, логистику", - говорит Шкуркин. Это рассчитано на законопослушных участников внешней торговли, которые должны иметь конкурентные преимущества. По словам собеседника "РГ", новые отделы будут "точечно" выявлять юридические, правовые, организационные "лазейки", содействующие злоупотреблениям и нарушениям.
Кстати, одновременно в ФТС при Управлении государственной службы и кадров создается новый отдел по проверке сведений о доходах, имуществе и об обязательствах имущественного характера должностных лиц. Ведомство на персональном уровне будет вести мониторинг того, как соблюдают таможенники требования к госслужбе. На вопрос "РГ", предполагают ли перемены сокращение или, наоборот, увеличение численности сотрудников центрального аппарата ФТС России, сотрудник пресс- службы Дмитрий Котиков ответил, что оптимизация проводится за счет перераспределения имеющихся штатных единиц и не повлечет дополнительных затрат. Что касается аналогичной реорганизации в региональных таможенных управлениях, то в ближайшем времени этот процесс начнется и "по вертикали".