Сегодня министры транспорта Евросоюза подпишут соглашение о мерах по частичной компенсации убытков, понесенных европейской индустрией авиаперевозок из-за исландского вулкана. К числу таких мер относятся отмена ограничений на ночные рейсы и отсрочка оплаты авиакомпаниями услуг авиадиспетчеров.
Напомним, что согласно сводкам Евроконтроля, всего с 15 апреля было отменено свыше 95 тыс. рейсов. Суммарный ущерб аэропортов и авиакомпаний составил 1,5-2,5 млрд евро. Еврокомиссия согласилась, что европейские авиакомпании имеют право на получение компенсаций. Согласно действующим в Евросоюзе нормам по конкуренции страны ЕС должны предоставить на утверждение Еврокомиссии планы помощи национальным авиакомпаниям. По оценкам экспертов, суммарный объем этой помощи в масштабах всего Евросоюза может достичь 200-250 млн евро за каждый день закрытого воздушного пространства.
Российские авиакомпании пострадали гораздо меньше. По данным Росавиации, с 17 по 23 апреля было отменено около 2 тыс. рейсов. Общая сумма ущерба пока не подсчитана. Одной из первых за помощью к государству обратилась российская авиакомпания "Трансаэро". Она оценила свои потери примерно в 20 млн руб. Генеральный директор "Трансаэро" Ольга Плешакова сообщила, что основные убытки авиакомпании возникли из-за задержек и переноса рейсов, когда потери возникли из расходов на обслуживание пассажиров (еда, размещение), расходов на дополнительные посадки дальнемагистральных рейсов, а также возврата авиабилетов.
Как нам сообщили в ГТК "Россия", убытки авиакомпании, по предварительным оценкам, составляют 6 млн руб. Они связаны в основном с топливными расходами на изменение маршрутов и наземный транспорт.
Генеральный директор авиакомпании "Атлант-Союз" Евгений Бачурин рассказал "РБГ", что его компания больших убытков вообще не потерпела. "Убытки не существенны и компенсации мы просить не будем". Удалось же избежать больших убытков авиакомпании из-за того, что регулярные рейсы имели загрузку около 60 процентов. А при вывозе скопившихся пассажиров после отмены рейсов загрузка на самолетах составила 100 процентов. Соответственно, авиатранспорта потребовалось меньше, отсюда и расходы сократились.
"Аэрофлот", на который приходится львиная доля рейсов из России в Европу, подсчет убытков еще не завершил. В авиакомпании "S 7" планируют подсчитать сумму ущерба в ближайшее время.
Глава Росавиации Александр Нерадько отметил, что механизма компенсации авиакомпаниям ущерба, причиненного закрытием воздушного пространства Европы, пока нет. "Надо посмотреть расчеты авиакомпаний, эти суммы, и потом правительство решит, нужно ли их возмещать, и если да, то в каком объеме".