04.05.2010 23:38
    Поделиться

    Юрий Осинцев: муниципальных чиновников посадят за парту

    Министерству регионального развития поручено разработать концепцию реализации государственной политики подготовки кадров для местного самоуправления. Напомним, что с 1 января в России был обновлен закон о местном самоуправлении. Теперь главы городов и районов несут персональную ответственность за оказание гражданам качественных услуг. А качество услуг напрямую зависит от качества подготовки кадров. Однако мест ные власти в отличие от их региональных и федеральных коллег до сих пор испытывают настоящий кадровый голод.

    О том, как будут решаться кадровые вопросы на местах, а также подробности готовящейся минрегионом программы "РГ" рассказал статс-секретарь-заместитель министра регионального развития Юрий Осинцев.

    Российская газета: Юрий Валерьевич, именно местная власть решает самые важные для граждан вопросы: снабжение светом, водой, теплом, отвечает за работу транспорта и благоустройство. Но мало найдется жителей, довольных работой своего муниципалитета. В чем дело? Не умеют? Не хотят?

    Юрий Осинцев: В органах местной власти сегодня работают более 600 тысяч человек. От их квалификации, опыта, умения работать во многом зависит, насколько комфортно живут люди. В кризис практически все муниципалитеты были вынуждены потуже затянуть пояса. У кого-то бюджеты сократились на 10-20 процентов, а у кого-то намного больше. Поэтому основная цель концепции, которую наше министерство готовит вместе с министерством образования и науки и минфином, - выработать четкие требования при подготовке специалистов, отвечающих за эффективное наполнение и расходование бюджета.

    РГ: При минрегионе уже есть своя программа подготовки и переподготовки кадров для местного самоуправления. Видимо, она станет частью новой концепции?

    Осинцев: Это совместный проект с Академией народного хозяйства. Суть его в том, чтобы не вытаскивать работников муниципалитетов на учебу в Москву, а готовить преподавателей для обучения на местах. Теперь эту систему предлагается расширить - в первую очередь за счет внедрения новых методов дистанционного обучения. В прошлом году, например, мы впервые попробовали пригласить представителей федеральных органов власти, специализирующихся на каком-то узком направлении, для консультации региональных чиновников.

    В концепции также заложены интервалы переподготовки. Приходится учитывать, что законодательство, в том числе в сфере ЖКХ и градостроительства, постоянно претерпевает изменения, за которыми необходимо успевать.

    РГ: Согласно федеральному законодательству кадры - забота муниципалитетов. Это значит, что оплачивать их подготовку они должны сами?

    Осинцев: Регионы и муниципалитеты расходуют средства на эти цели в равных долях. И могу сказать, что в субъектах с пониманием относятся к необходимости переподготовки кадров.

    РГ: Чего не умеют люди, работающие в органах местного самоуправления? Где чаще всего допускают проколы?

    Осинцев: Большая проблема для муниципального уровня - наличие профессиональных юристов. Особенно остро их не хватает в тех регионах, где в вузах не готовят специалистов юридического профиля. Также в числе "редких профессий" - экономисты.

    РГ: Это странно, учитывая, что в стране перепроизводство и тех и других.

    Осинцев: В крупных городах действительно наблюдается перебор с юристами и экономистами. Но надо понимать, что у нас в стране 25 тысяч муниципальных образований и 90 процентов из них - это сельские поселения, поселки и малые города. Молодежь крайне неохотно едет туда работать.

    РГ: Видимо, там мало платят?

    Осинцев: Вопрос о зарплатах регулируется на местном уровне. В прошлом году наметилась тенденция по передаче полномочий с поселенческого уровня на районный, в том числе для того, чтобы приподнять зарплаты сотрудников.

    РГ: Есть еще такое мнение, что у нас в местные администрации берут только "своих".

    Осинцев: В села сегодня даже по знакомству вряд ли кто-то кого-то направит. Кому из молодежи захочется работать в сельской администрации, например, в должности младшего бухгалтера без перспективы роста? В задачу концепции входит формирование кадрового резерва. Никто на всю жизнь специалиста с высшим образованием не посылает в деревню. Условно говоря, отработав три-четыре года на муниципальном уровне, можно перейти на работу в район и так далее. И задача региональных властей - доходчиво объяснить молодежи перспективу их роста, заинтересовать людей.

    Сегодня существует достаточно много инструментов господ держки молодых специалистов. Например, на селе легче обзавестись собственным жильем, нежели в городе, для этого существуют различные региональные программы. На федеральном уровне работает подпрограмма по обеспечению жильем молодых семей в рамках программы "Жилище". Нынешние технологии жилищного строительства позволяют строить индивидуальные дома в самые короткие сроки, при этом стоимость такого жилья может быть от 9 до 14 тысяч рублей за квадратный метр.

    РГ: В отдельных регионах глав муниципалитетов начали не выбирать, а назначать. Можно ли сказать, что уровень профессионализма в командах избранного главы и назначенного существенно различается?

    Осинцев: Порядка 20 процентов глав администраций - это так называемые "сити-менеджеры". К сожалению, у нас пока нет до конца сформированного пула грамотных управленцев, из которых можно было бы назначать глав администраций. Поэтому есть как положительные, так и отрицательные примеры их работы. В поддержку хочу сказать, что этой практике еще очень мало времени. Надо отработать хотя бы лет пять, чтобы были видны результаты и их можно было сравнить.

    РГ: А можно назвать регионы, муниципальные образования, к которым нет претензий, где работают исключительно профессионалы?

    Осинцев: Тверская и Ульяновская области, Пенза. Здесь существует отлаженный системный подход к подготовке и переподготовке кадров, к продвижению людей по службе. Думаю, что через три-четыре года мы увидим положительные результаты их деятельности.

    РГ: А как будет определяться уровень знаний управленца, уж не придется ли им сдавать экзамены наподобие ЕГЭ?

    Осинцев: Думаю, что постепенно все муниципалитеты придут к тестированию при приеме на работу. Сегодня уже 12 процентов сотрудников муниципалитетов принимаются на конкурсной основе. Особенно эта практика развита в крупных городах. При этом напомню, что все служащие администраций должны регулярно проходить аттестацию. А деятельность местных органов власти должна быть направлена на стимулирование повышения эффективности работы должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих, а также создание позитивного имиджа местного самоуправления.

    Поделиться