Исключительно важный документ рекомендовал включить в план весенней сессии возглавляемый Павлом Крашенинниковым Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.
Речь идет практически о революционных поправках в Уголовно-процессуальный кодекс, которые касаются расследования таможенных преступлений.
Проект этого закона внесен в Госдуму депутатами Геннадием Гудковым и Олегом Михеевым и будет рассматриваться в первом чтении уже в июне. Предложенные изменения касаются дознания и статуса фигуры дознавателя. Для несведущих скажем, что дознаватель - это тот человек, который начинает разбираться с нарушением закона и делает предварительную работу, собирая необходимые для следствия доказательства. По результатам его труда станет понятно, нужно возбуждать и расследовать уголовное дело или нет. От дознавателя зависит многое в качестве будущего следствия. Если дознаватель в начале работы что- то важное упустит, то восполнить это будет уже трудно или даже невозможно. Так что дознаватель - фигура серьезная.
Зачем и для чего нужны были эти поправки?
Те, кто сталкивается с преступлениями на таможне, знает, что расследование уголовных дел о контрабанде или об уклонении от уплаты таможенных платежей ведет сама таможня, у нее есть такое право. Работать такому таможенному следствию надо быстро. Например, оперативно осмотреть партии прибывших товаров.
А это могут быть десятки или сотни фур, вагонов, автомашин. Нужно успеть взять образцы, определиться, как хранить товар, а может быть, его следует немедля уничтожить - скажем, сгнившие овощи-фрукты. Надо поторопиться с обысками, допросами, задержаниями и выемками документов, допросить причастных граждан и успеть назначить экспертизы.
Бывает и так, что все перечисленное надо успеть сделать не только оперативно, но и одновременно в разных местах. В таких случаях к работе подключается целая группа дознавателей. Специалистам известно, что грамотный осмотр только одной партии товаров, находящейся в пяти-семи контейнерах, может потребовать от недели до нескольких месяцев, если этим занимается один дознаватель.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что таможенный орган, который выступает в качестве органа дознания, может работать в двух формах. Первая - это производство неотложных следственных действий по делам, где предварительное следствие обязательно. Такое случается, если речь идет о делах по уголовным статьям о серьезной контрабанде, о незаконном экспорте или передаче сырья, материалов, оборудования, которое может быть использовано при создании оружия массового поражения или иного вооружения. Здесь же дела о невозвращении в Россию предметов художественного и исторического достояния и невозвращение из-за границы иностранной валюты.
Вторая форма работы - это уголовные дела, где предварительное следствие не требуется. Таковых статей несколько - преступления, подпадающие под первую часть статьи о контрабанде, и уклонение от уплаты таможенных платежей.
По новому закону дознавателям таможенных органов будут даны полномочия самостоятельно возбуждать уголовные дела по некоторым преступлениям и проводить по ним дознания. Независимо от того, установлено ли на момент возбуждения уголовного дела лицо, совершившее преступление, или нет.
Этим законом увеличены сроки расследования для дознания с 20 до 30 суток с возможностью его продления прокурором еще на один месяц. Дальше продление сроков для дознания возможно, если затягивание связано с производством экспертиз, исполнением запроса о правовой помощи, установлением личности подозреваемого. Если нужно, то срок дознания может быть продлен до полугода. Продлевают прокуроры района, города и их замы до 6 месяцев. Если речь идет о запросе в другое государство, то срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ до года.
А еще по постановлению прокурора можно соединять в одно несколько уголовных дел, находящихся в производстве у одного дознавателя. После этого у дознавателя в руках оказывается одно огромное уголовное дело с десятками или сотнями фактов контрабанды. Понятно, что один он не справится, должна работать группа дознавателей. Но здесь случилась нестыковка в законах.
С созданием Следственного комитета при прокуратуре РФ была изменена статья 163 УПК РФ. Право принимать решение о производстве расследования следственной группой и об изменении ее состава перешло к руководителю следственного органа, но оно не распространяется на начальников органа дознания. Чтобы изменить ситуацию, нужно дополнить УПК, разрешив создание групп дознавателей начальнику органа этого самого дознания.
Назрела также необходимость изменить статус дознавателя. Речь идет о случаях получения разрешения на производство следственного действия в суде. Авторы законопроекта считают, что не только следователь с согласия руководителя следственного органа, но и дознаватель с согласия прокурора должны получить право возбуждать перед судом ходатайство о производстве следственного действия. Такое положение тоже содержится в проекте нового закона.