05.05.2010 23:02
    Поделиться

    Михаил Чехвазов сохранил повестку из военкомата, полученную им 23 июня 1941 года

    Война для Михаила Чехвазова началась в Белоруссии. Вместе с женой Надеждой они жили в Речице, что под Гомелем. Михаил служил воентехником в осоавиахимовском аэроклубе. Память ветеран, которому уже 96 лет, сохранил замечательную. И ему есть что вспомнить...

    - За неделю до начала войны мы услышали на своем аэродроме незнакомый гул: воющий какой-то, прерывистый. Смотрим - самолет с крестами на крыльях делает над нами круг и просит посадки. Командир дает команду курсанту выложить из полотнищ посадочный знак "Т". Самолет снижается и вдруг открывает пулеметный огонь в сторону стартера, держащего белый флаг: "Посадка разрешается". Хорошо еще, что немец стрелял поверх головы стартера. Самолет - "Хеншель-126", летчики наши его "костылем" прозвали - пронесся на бреющем полете и был таков. Мы были в шоке. Вообще в те дни неспокойно было, нехорошо. Мы с Надей снимали угол у бабки Марченко. Однажды она сказала: "Аисты выбросили яйца из гнезда - быть войне!" - "Да мало ли по какой причине они их выкинули!" А старая не успокаивается: "Смотрите, два яйца разбитых. Если бы им не хватало пищи, они бы избавились от одного. А оба - к большой беде".

    Под утро 22-го бабка разбудила меня и показала на небо - полгоризонта озарялось всполохами. Через несколько часов мы узнали, что фашисты бомбили Минск и Киев. 23 июня из военкомата принесли вот эту повестку. Я остался дежурным на аэродроме. И вот однажды приземляется самолет с красными звездами - мы таких машин еще не видели. Вылезает летчик. Я гляжу: господи, так это ж Михаил Михайлович Громов, Герой Советского Союза, легендарная личность. Я познакомился с ним, когда обслуживал самолеты 31-го авиаотряда, приписанного к редакциям газет "Правда" и "Известия". Летчики отряда перевозили газетные матрицы из Москвы в Ленинград. По распоряжению Сталина ленинградцы должны были получать свежие газеты одновременно с москвичами... Оказалось, что Громов испытывал в боевых условиях штурмовик Ил-2, считай, по головам вражеским ходил. Я насчитал в задней части фюзеляжа 68 пулевых пробоин! В самом начале 1944 года ОКБ Туполева получило задание на разработку нового стратегического бомбардировщика. Проект получил индекс 64. Мы летали на опытном самолете. Запущенный после войны в серийное производство Ту-4 был почти точной копией американского В-29. На вооружение его приняли в 1949-м... Орден Красной Звезды я получил в 1942 году за спасение Ил-2. Раненый летчик успел посадить штурмовик прямо на шоссе. Я тогда был начальником передвижной авиационной ремонтной мастерской. Прибыл с ребятами к месту посадки. Нас от немцев отделяет метров 400-500. Гусев, солдат, попытался подползти - снайпер его срезал. "Командир, давай я полезу", - говорит белорус Харкевич. А мне ребят стало жалко: "Нет, я сам. Прикройте меня!"

    Залез в кабину. На мое счастье, двигатель сразу завелся. Я его быстро прогрел, развернулся и погнал самолет по пашне к нашим позициям. Всего у меня 4 боевые награды: орден Красной Звезды, орден Великой Отечественной войны II степени и две медали "За боевые заслуги". Юбилейные не в счет.

    Поделиться