Бронепоезд "Козьма Минин" встал на вечную стоянку под Тулой

Ветераны-железнодорожники, воевавшие на бронепоездах, из Тульской области, Москвы, Подмосковья, Мурома стали первыми посетителями военного мемориала-музея, который разместился в одном из вагонов бронепоезда "Козьма Минин", вставшего на вечную стоянку на станции Чернь в Тульской области.

Как рассказал председатель совета ветеранов Тульского отделения МЖД Василий Хавторин, в годы Великой Отечественной войны на территории Тульской области воевали восемь бронепоездов. "Козьма Минин", изготовленный железнодорожниками горьковского паровозного и вагонного депо, муромский "Илья Муромец" и "Туляк", построенный в городе оружейников, защищали южные подступы к Москве. Неподалеку от станции Чернь в поселке Воропаевском в братской могиле захоронены многие члены экипажа "Козьмы Минина", в том числе и его первый командир Грушелевский.

А приехавший на открытие музея последний командир "Козьмы Минина" Николай Гаврилов с гордостью смотрел на восстановленный бронепоезд. "Как будто и не было этих лет", - заметил он, поглаживая теплый бок паровоза. Этот бронепоезд с двумя вагонами нашли на смоленской земле, доставили в локомотивное депо "Узловая" под Тулой, где и восстанавливали по чертежам, сделанным по старым фотографиям и воспоминаниям фронтовиков. Обшивали паровоз большими стальными листами толщиной 4 миллиметра. Теперь бронепоезд "Козьма Минин" состоит из бронепаровоза, нескольких артиллерийских бронеплощадок, вагонов и двухосных платформ. По словам Гаврилова, это одна из лучших реставраций бронепоездов.

Открытие военного музея началось с театрализованного представления с участием "Козьмы Минина". По сценарию, экипаж бронепоезда отбивал авианалет. Было много взрывов пиротехники, а каскадеры играли тех, кто с волнением в это время наблюдал за разворачивающимся действом. Ведь в мае 1942 года один из бронепоездов сыграл решающую роль в сражении на этой самой станции Чернь, отразив мощную атаку вражеской авиации. Собственно поэтому железнодорожники именно здесь решили поставить на вечную стоянку восстановленный бронепоезд.