git
    05.05.2010 23:42
    Рубрика:
    Биржевой рынок выходит навстречу малому и среднему бизнесу Урала
    Малый и средний бизнес учится проводить эмиссии ценных бумаг

    Количество компаний Уральского федерального округа, выпускающих ценные бумаги, в период кризиса уменьшилось - с 911 в 2007 году до 673 в 2009-м.

    В то же время, согласно статистике регионального отделения ФСФР, в денежном выражении по номинальной стоимости объем эмиссий увеличился более чем в два раза, достигнув в прошлом году 24 миллиардов рублей.

    По словам заместителя руководителя отделения Федеральной службы по финансовым рынкам по УрФО Сергея Кокоулина, в прошлом году особая активность в плане выпуска облигаций была характерна для Челябинской области и производственных предприятий, преимущественно относящихся к металлургическому комплексу. Эксперт считает, что, хотя условия работы были тяжелыми, но, с другой стороны, некоторые предприятия ушли с рынка, а значит, появились свободные ниши. Успешные компании получили шанс их занять, используя определенные схемы финансирования. А так как в этот период не появилось новых законодательных требований по обязательному увеличению уставного капитала, то выпуск акций означал прежде всего намерение привлечь инвестиции.  

    Если для крупных компаний публичный выпуск акций - уже более или менее привычная форма привлечения капитала, то малый и средний бизнес, как правило, при такой процедуре ориентируется на заранее известных инвесторов. Как отмечает директор одной из компаний, занимающейся размещением ценных бумаг по предварительной договоренности, Александр Гощицкий, если компании необходимо закрыть текущую потребность в капитале, то следует идти за кредитом в банк. А на "прицельное" акционирование следует ориентироваться, если есть идея развития, история успеха и понятная стратегия последующей продажи акций или вывода их на биржу.

    Между тем биржевики уже предусмотрели механизмы акционирования предприятий малого и среднего бизнеса. Так, на ММВБ с 2007 года работает спецсектор для компаний малой и средней капитализации. Правда, за все время существования его услугами воспользовались и организовали IPO всего пять фирм. Среди них есть и уральское предприятие, находящееся в Челябинской области. Как отмечает региональный представитель ММВБ в УрФО Антон Джуган, результаты торгов не блестящие, и это вполне естественно: многие компании пока не готовы к эмиссиям - для этого нужна четкая инвестиционная идея и выполнение ряда требований.

    Однако в прошлом году при сотрудничестве с одной из госкорпораций на базе уже существующего сектора был создан рынок инноваций и инвестиций, предназначенный для оборота ценных бумаг небольших компаний, работающих в области высоких технологий, с возможностью как публичного, так и непубличного размещения. Планируется, что в ближайшие два-три года по этому каналу на рынок выйдет около 20 инновационных фирм, специализирующихся в областях фармацевтики, химии, телекоммуникаций, машиностроения, нанотехнологий и научных исследований. Этому, в частности, будет способствовать располагающая к покупке акций обстановка на фондовых рынках и жесткий дефицит капитала у предприятий.