Комиссия Международного авиационного комитета завершила расследование катастрофы самолета СМ-92Т, произошедшей 13 декабря прошлого года под Челябинском.
Напомним, что в этот день в 12 километрах от Челябинска в районе аэродрома Калачево во время тренировочного полета на взлете потерпел крушение частный учебный самолет. Погибли восемь человек - пилот, инструктор и шестеро спортсменов-парашютистов.
Звучавшие ранее версии о том, что падение самолета могло быть вызвано плохими погодными условиями, в частности резким перепадом температур или отказом техники, не нашли подтверждения.
Эксперты заключили, что катастрофа произошла в результате "сваливания самолета в штопор" и стала возможной вследствие сразу нескольких неблагоприятных факторов. Так, к примеру, пилотом была нарушена процедура набора высоты: убирать закрылки он начал на скорости около 130 километров в час.Такая скорость ниже рекомендуемой в подобных ситуациях. При этом взлетная масса самолета превышала максимально допустимую более чем на 130 килограммов.
Выяснилось также, что самолет не был предназначен для десантирования парашютистов. Полет выполнялся со снятыми пассажирскими сиденьями: парашютисты сидели на полу и не были закреплены. Не было также кресла правого пилота. Демонтаж, не предусмотренный эксплуатационно-технической документацией, был произведен по устному указанию командира воздушного судна в августе 2009 года.
Наиболее вероятной причиной сваливания в штопор, по мнению экспертов МАК, является быстрое смещение центровки судна назад при одновременном отвлечении внимания пилота на события, происходивщие в салоне.
Кроме того, на самолете не было световой и звуковой сигнализации, которая могла бы предупредить о критическом режиме полета. Это не позволило летчику своевременно распознать аварийную ситуацию и предотвратить переход самолета в штопор.