05.05.2010 23:49
    Рубрика:

    Свердловские машиностроители намерены повысить конкурентоспособность своей продукции

    Высокие тарифы монополистов снижают конкурентоспособность продукции уральского машиностроения

    Прошлый год машиностроительная отрасль Среднего Урала закончила с убытком в 116 миллионов рублей.

    Обсуждению тяжелых последствий мирового экономического кризиса и путей их преодоления было посвящено общее годовое собрание союза машиностроительных предприятий Свердловской области. О сложности положения свидетельствует то, что прошлогодний провал последовал за более или менее благополучным 2008 годом, по итогам которого отрасль получила три миллиарда рублей балансовой прибыли. Как рассказал председатель союза Алексей Молотков, ухудшение рыночной конъюнктуры повлекло за собой снижение объемов производства и стоимости изготовленной продукции. А ее потребители в лице нефтегазовых и металлургических, дорожно-строительных, коммунальных и других компаний свернули множество инвестиционных программ, реализуемых общими усилиями на предприятиях машиностроения. Отсюда снижение рентабельности производства и зарплаты персонала, составившей за прошлый год в среднем 17 тысяч рублей в месяц, что впервые за обозримый период меньше среднеобластной. Хуже того, почти каждое третье предприятие отрасли не избежало кадровых потерь: в целом она утратила за кризисный период 6 тысяч работников, в том числе 1723 уволено по сокращению штата. Закономерным результатом негативных процессов стали трудности с оплатой банковских займов и пополнением оборотных средств: кредиторская задолженность более чем вдвое превышает дебиторскую, что чревато банкротством, в стадии которого находятся пять предприятий.

    Преодоление трудностей специалисты связывают прежде всего с повышением конкурентоспособности выпускаемой продукции на основе модернизации и технического перевооружения. Тому есть примеры. Как отмечалось на собрании, за последние месяцы 26 предприятий машиностроения увеличили инвестиции в обновление производства. Правда, все это крупные субъекты хозяйствования, а заводам поменьше хвастать пока нечем. Разве что готовностью перенимать передовой опыт, да и то при наличии соответствующих условий.

    По словам заместителя министра промышленности и науки области Юрия Зибарева, власти региона оказывают всестороннюю поддержку перспективным проектам. Во-первых, несмотря на сложности с формированием областного бюджета, за последнее время шесть машиностроительных предприятий получили субсидии для погашения кредитов на развитие производства. Одновременно лоббируется включение еще нескольких заводов в программы федерального финансирования. Во-вторых, укрепляются контакты с потребителями продукции среднеуральского машиностроения. Регион заключил соглашение о сотрудничестве с крупнейшей компанией-перевозчиком, а на подходе аналогичные договоренности с газовым монополистом и крупной нефтяной структурой. В-третьих, всемерно активизируется внутриобластная кооперация. Создана структура, призванная координировать эту работу. Начал действовать специальный сайт, на котором в настоящее время размещен 21 заказ на изготовление свердловчанами машиностроительной продукции и 290 предложений по размещению таких заказов.

    Вместе с тем замминистра признал наличие объективных проблем. Прежде всего, это непомерная цена энергоресурсов. По словам участников собрания, за последние два года  рост тарифов на электроэнергию составил 48 процентов, на природный газ - 26, на техническую воду - 36. А вот машиностроительная продукция, ограниченная дефляторами, подорожала только на шесть процентов. В обиде представители отрасли и на металлургов, которые зачастую продают свою продукцию на внутреннем рынке дороже, чем на внешнем. Если к тому же учесть высокие кредитные ставки, то изделия нашего машиностроения оказываются в неравных конкурентных условиях, например, с китайскими, хлынувшими в последнее время на российский рынок.

    Без действенной промышленной госполитики уральским машиностроителям в этой борьбе не выстоять - таким был общий лейтмотив выступлений, содержащих множество рекомендаций официальным инстанциям разного уровня. Здесь и законодательное ограничение аппетитов естественных монополий, к которым машиностроители резонно относят и банковский сектор, и госрегулирование меж­отраслевого сотрудничества, и даже обязательное участие в отраслевых форумах первых лиц региона, чего пока нет.