Единственному авиационному музею на территории Сибири и Урала исполнилось двадцать пять лет.
Музей расположен под открытым небом возле Курганского аэропорта. На площадке - тринадцать самолетов и вертолет. Биографию каждого бывший пилот, основатель музея и бессменный его директор Игорь Семенов знает наизусть.
Еще бы! Коллекцию он собирал буквально по частям вместе с другими такими же энтузиастами. Например, когда сюда доставили самолет СУ-25, на нем не было живого места. Его подлатали, "подлечили" и поставили в строй. В небо уже не поднимется, но послужить на земле сможет еще долго. На другом самолете - истребителе-перехватчике МИГ-19П - до ухода в отряд космонавтов летал летчик-космонавт дважды Герой СССР Владимир Комаров.
Есть в музее и уникальный АН-24. Этот самолет сначала перевозил курганских пассажиров, а потом был переоборудован в летающую лабораторию, которая проверяла наземные радиотехнические системы военных и гражданских аэропортов.
Экипаж самолета-лаборатории во главе с командирами Николаем Молюшовым и Владимиром Пикулевым облетел всю страну. На этом же самолете, кстати, довелось полетать и одному из создателей музея, бывшему старшему бортмеханику летного отряда Курганского аэропорта Валерию Лапханову.
Лапханов, кстати заметить, причастен к судьбе еще одного экспоната. Вместе с Семеновым они транспортировали ЯК-40. Самолет стоял в Троицке Челябинской области на учебном аэродроме. Чтобы доставить его в Курган, пришлось обрезать крылья и буксировать по трассе через две области, а это 310 километров. В музее самолету крылья "пришили" на место, теперь он стоит как новенький.
Одним из первых самолетов, с которых начинался музей, стал флагман отечественного Аэрофлота 50-х годов ИЛ-14Т. В середине семидесятых командование Уральского военного округа передало его Курганскому предприятию медицинских препаратов. Самолет установили на территории пионерского лагеря, а в 1992 году передали музею. Ох и много пришлось потрудиться музейщикам!
- Планер выглядел ужасающе, - вспоминает Игорь Семенов. - Кабина разбита, на рулях, закрылках и элеронах - лохмотья сгнившей обшивки...
Теперь об этом ничто не напоминает.