05.05.2010 23:15
    Поделиться

    Главной темой московского рок-фестиваля "Мы победили" стали советские военные песни

    Пять лет назад рок-музыканты поддержали идею лидера группы XIII Sozvezdие Дмитрия Судзиловского и записали альбом, посвященный Победе в Великой Отечественной войне. А теперь снова встретились и сыграли эти и другие песни на фестивале в московском клубе "Х.О". В зале был аншлаг, причем главной аудиторией оказались школьники.

    В этот вечер перед публикой выступили группы как хорошо известные, так и новые. Мощный и изысканный "Элизиум", ветераны интеллектуального панка "Тараканы!", жесткие гитарные команды "Фиги", Sozvezdие и "Бензобак". А военная тема для рокеров стала поводом громко заявить о своей гражданской позиции.

    "Утром из новостей / я узнаю, что я жив/. Сколько за ночь людей/ полегло за чей-то миф?" "Без любви нам больше не к чему стремиться/ И это - лучший повод для войны" - это слова из песни "Элизиума" "Повод для войны". Тема войны для этой группы, когда-то игравшей разбитной ска-панк, - это тема тревоги, борьба со злом внутри себя и вокруг. А один из программных хитов - "Дети-мишени" - громоподобный вопль о том, как, выбирая целью служение своим амбициям, человек очень быстро из стрелка сам превращается в мишень.

    Бас и барабаны, всегда считавшиеся в тяжелом роке основополагающими инструментами, в "Элизиуме" ныне лишь фон для прихотливых клавишных Егора Баранова, а когда, например, песне "Мир не изменится" требуется придать дополнительную апокалиптичность, тот же музыкант яростно хватается уже за виолончель. И рок-группа начинает звучать малым симфоническим оркестром. Свое виртуозное многоголосие "Элизиум" позволил себе урезать в ходе концерта лишь раз - ради песни "Эх, дороги", которую солист Александр Телехов спел один под акустическую гитару.

    Надо сказать, что, при всем уважении к творчеству групп, игравших в тот вечер в "Х.О", песни военных лет в их исполнении выделялись среди номеров собственного сочинения. Возможно, причиной тому было особое отношение музыкантов к теме Победы и нашим солдатам.

    - Мы просто хотели сказать этим людям, что мы их помним, - сказал после концерта гитарист группы "Фиги" Олег Иваненко. - Это самое главное. Можете считать это роком против молчания.

    Сами же "Фиги" начали сет со своей версии "На безымянной высоте" из сборника "Мы победили", и неожиданно показалось, что тяжелый роковый ритм, который группа придала знаменитой мелодии Вениамина Баснера, больше соответствует страшной картине, нарисованной Михаилом Матусовским: "Горела роща под горою/ и вместе с ней горел закат/ Нас оставалось только трое / Из восемнадцати ребят..." Зал вторил солисту в едином порыве, словно это был текст современного рок-хита. Получается, молодые готовы принять песни своих прадедов как "свои"?

    - Лично я не задавался такой мыслью, потому что знаю точно, что острота темы для молодежи все-таки иная, - говорил "РГ" лидер группы "Тараканы!" Дмитрий "Сид" Спирин.- Можно говорить нынешним пацанам: "Подумайте, это наша история! Это ваши прадеды!". Но мне кажется, что до них лучше доходит по-другому. Если делать упор на то, что это была ужасная трагедия, десятки миллионов погибли из-за абсолютно утопической, античеловеческой идеи. И направлять умы молодых на какие-то аналогии происходившего 65 лет назад с тем, что происходит сейчас. Когда на наших улицах идет война - с конкретными человеческими жертвами, когда неонацисты, скажем, убивают опасных для них судей и адвокатов. Или - людей другой веры. И музыканты просто обязаны заявлять в песнях свою непримиримую позицию в полный голос и правильно ориентировать молодых ребят.

    В этот вечер Сид был в ударе, двигаясь на сцене, словно в боевом танце, то выброшенным вперед кулаком, то стойкой микрофона атакуя невидимого противника, и зал вслед за своим кумиром по слогам вдалбливал в наэлектризованный воздух: "Я верю в то, что песни могут останавливать бомбы / И в то, что тишина - это смерть".

    Тишина, судя по тому, что происходило в тот вечер в клубе "Х.О", нам пока не грозит. И это дает надежду.

    Поделиться