Утром 8 мая 1945 года с Центрального аэродрома Москвы взлетел военно-транспортный самолет и взял курс на Берлин. На борту находились работники Наркомата иностранных дел СССР. Экипаж возглавлял белорус, подполковник Алексей Иванович Семенков.
Маршрут пролегал над Белоруссией и Польшей. В районе Познани к самолету пристроилась девятка краснозвездных истребителей - на тот случай, если в воздухе встретятся вражеские самолеты. Но фашистские истребители не появились, зенитки противника молчали. Полет прошел спокойно, и вот внизу показался Берлин: руины и многочисленные пожары, а над рейхстагом - Знамя Победы.
Приземлились на аэродроме Темпельхоф. Здесь самолет и его пассажиров уже ожидали. Семенкову приказали: никуда не уходить. Всем находиться в самолете. Готовность к взлету в любую минуту. Семенков развернул машину так, чтобы можно было взлететь прямо со стоянки. Через несколько минут на аэродром сели самолеты с опознавательными знаками США, Англии и Франции. Среди встречавших Семенков узнал генерала армии В.Д. Соколовского и коменданта Берлина генерал-полковника Н.Э. Берзарина.
- Что бы все это значило? - терялся в догадках Семенков. - Радист, включи-ка приемник!
Москва передавала очередное сообщение Совинформбюро о продолжающихся боях в районе Берлина.
- Все еще огрызаются, - прокомментировал радист.
С наступлением темноты экипаж расположился отдыхать прямо в самолете. Но не спалось. В любой момент могла поступить команда на взлет. А тем временем в 23 часа 45 минут в Карлсхорсте - восточной части Берлина, в здании бывшего немецкого военно-инженерного училища, в кабинете представителя советского Верховного Главнокомандования маршала Г.К. Жукова собрались представители верховного командования США, Англии и Франции.
В ночь с 8 на 9 мая 1945 года здесь состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии. С немецкой стороны документ подписали генерал-фельдмаршал Кейтель, адмирал флота фон Фридебург и генерал-полковник авиации Штумпф, уполномоченные гросс-адмиралом Дёницем - преемником Гитлера. От Советского Союза присутствовали маршал Г.К. Жуков, его заместитель генерал армии В.Д. Соколовский, генеральный прокурор А.Я. Вышинский и ряд высокопоставленных генералов Красной Армии. Верховное командование союзных войск представляли: английский маршал авиации Артур Теддер, командующий стратегическими воздушными силами США генерал Карл Спаатс и главнокомандующий французской армией генерал де Латр де Тассиньи.
В 0 часов 43 минуты 9 мая процедура подписания Акта была закончена. В 0 часов 50 минут заседание, на котором была принята безоговорочная капитуляция немецких вооруженных сил, закрылось.
Первый пункт Акта гласил: "Мы, нижеподписавшиеся, действуя от имени германского Верховного командования, соглашаемся на безоговорочную капитуляцию всех наших вооруженных сил на суше, на море и в воздухе, а также всех сил, находящихся в настоящее время под немецким командованием, Верховному Главнокомандованию Красной Армии и одновременно Верховному командованию Союзных экспедиционных сил".
Маршал Жуков приказал немедленно отправить Акт, а также фотоснимки заседания и корреспонденцию об этом событии в Москву - Верховному Главнокомандующему.
...И вдруг небо над Берлином озарилось вспышками ракет, началась беспорядочная стрельба из всех видов оружия. Семенков, все члены экипажа вскочили на ноги. А к самолету подъехала легковая машина.
- Победа! - крикнул приехавший полковник. - Поздравляю с окончанием войны! А вам приказ маршала Жукова - немедленный вылет! Возьмете на борт двух пассажиров. С ними документы о капитуляции фашистской Германии и материалы для московских газет. Счастливого пути!
Около двух часов ночи Семенков поднял в небо свой тщательно закамуфлированный Ли-2 по направлению к Москве. Начинался первый рейс в мирном небе. Пролетая над родной Витебщиной, подполковник Семенков не удержался и радостно прокричал: "Скоро свидимся, мать и отец!"
Рано утром 9 мая 1945 года командир транспортного авиаполка Алексей Семенков доставил Акт о капитуляции Германии в Кремль. А в полдень маршалу Жукову из Москвы сообщили, что вся документация уже вручена Верховному Главнокомандующему.
До выполнения этого особого задания у Алексея Семенкова были сотни тысяч километров воздушных дорог войны. Только в 1941 году он, тогда еще старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи, совершил 120 боевых вылетов в блокадный Ленинград, доставляя продовольствие и медикаменты. Под Москвой Семенков сбрасывал десанты в тыл противника. А в первый день 1942 года получил срочное задание Ставки - вылететь на оккупированную фашистами территорию и разбросать листовки, сообщавшие о разгроме фашистских полчищ под Москвой. Под крылом его самолета мелькали Можайск, Вязьма, Смоленск, Рославль, родной Витебск...
В 1943-1944 годах Семенков, уже в должности командира 2-го авиаполка 1-й авиатранспортной дивизии, совершил около 150 боевых вылетов к белорусским партизанам. За это время летчики его полка 2000 раз летали в партизанские зоны. Обратными рейсами вывозили раненых, больных, детей и стариков. Полеты выполнялись круглосуточно, зимой и летом, под огнем вражеских зениток и "мессеров". Участвовал его полк и в боях за освобождение Севастополя 9 мая 1944 года, за что был удостоен почетного наименования "Севастопольский". Затем были бои в Польше, Венгрии, Румынии, Чехословакии, в небе Берлина...
И в послевоенные годы Алексею Семенкову доверялись особо важные задания. На первенце реактивной пассажирской авиации самолете Ту-104 он доставил на сессию Генеральной ассамблеи ООН белорусскую делегацию во главе с министром иностранных дел БССР К.В. Киселевым. Затем Семенкова выдвинули на руководящую должность в гражданском воздушном флоте, где он вырос до первого заместителя министра гражданской авиации СССР, стал генерал-лейтенантом, заслуженным пилотом СССР. А в 1998 году Алексею Ивановичу Семенкову было присвоено звание Героя России.