Исторические выборы в Британии состоялись. Вчера избиратели Соединенного Королевства беспрецедентно мощными рядами отправились к избирательным урнам. Однако политическая драма не завершена. На вопрос, кто же будет править Британией (кроме, понятное дело, Ее Величества ), как ни парадоксально это звучит, ответа пока нет.
В уникальной по своей напряженности избирательной гонке три "лошадки" ведущих партий шли слишком плотно, ноздря в ноздрю. До последнего часа, перед тем как в 7 утра в четверг по всей стране открылись избирательные участки, миллионы избирателей все еще оставались в группе так называемых "неопределившихся", не знающих, на кого же поставить.
Выбежав в половине седьмого на утреннюю пробежку, я с удивлением увидела группку непонятного "окраса" партийных активистов, воровато передвигавшихся от одного почтового ящика к другому и опускавших туда агитационные листовки в отчаянной попытке поймать идущего на выборы избирателя "за хвост".
Потом, уже возвращаясь домой, столкнулась со своим соседом, респектабельным пожилым пенсионером, который собирался идти на участок. Застеснявшись, он сказал: "Вот до чего дожил! Всегда голосовал за лейбористов, а сейчас что-то рука не поднимается... Может быть, подамся к либеральным демократам?" Я пошутила: "Определяйтесь скорее, мистер Уоррен, до нашего участка всего три минуты ходьбы".
День выборов выдался в Лондоне солнечным, и если верить "народным приметам", это не на руку лидировавшим на протяжении всей избирательной гонки консерваторам. Историческим фактом является то, что "железная леди" Маргарет Тэтчер трижды одерживала победу для партии тори именно в дождливые дни! Так говорит статистика.
Фаворитами в избирательной гонке считают консерваторов, пребывавших последние 13 лет в тени правивших лейбористов.
43-летний лидер партии Дэвид Кэмерон отработал с засученными рукавами, без сна и отдыха последние 36 часов перед началом голосования в безостановочном забеге по городам и весям. Вместе с беременной женой он разносил агитационные листовки по почтовым ящикам в дома избирателей и обещал им приход новой эры светлого будущего.
Однако, согласно опросам, нужных для формирования "правительства большинства" 326 мест в нижней палате парламента не набирает ни одна из партий. На данный момент это создает ситуацию подвешенного парламента и полной неопределенности.
В этой туманной политической ситуации мировые инвесторы, вместо того чтобы "подвесить" фунт стерлингов в полном соответствии с подвешенным парламентом, все еще проявляют к Альбиону симпатию и интерес. Объясняется это тем, что Британия на фоне штормов, терзающих еврозону, выглядит тихой и относительно надежной гаванью.
Но что будет дальше? С этим вопросом корреспондент "РГ" обратилась к одному из лучших политических экспертов Британии, профессору Лондонской школы экономики и политических наук профессору Родни Баркеру.
Родни Баркер: Если бы я был игроком, то сегодня не спешил бы делать ставку на консерваторов как на победителей.
Даже если они приходят первыми, это не означает, что приходят победителями. Сейчас, возможно, начнется самое горячее политическое время для страны - время торгов и сделок.
Недаром традиционное время начала работы парламента, через 6 дней после выборов, на этот раз решили растянуть на целых 12 дней. Все понимают: в столь исключительно сложной политической ситуации могут уже после выборов происходить самые серьезные подвижки. Возможно, что лейбористы захотят вступить в коалицию с либеральными демократами. А может, консерваторы, чтобы не оставаться в меньшинстве, договорятся о сотрудничестве с теми же либеральными демократами.
Российская газета: Как такое возможно, если по ряду принципиальных пунктов эти партии находятся на диаметрально противоположных позициях? Консерваторы - ярые антиевропейцы, тогла как либеральные демократы намерены подтянуть Британию как можно ближе к Европе?
Баркер: Именно по этой и ряду других причин коалиционное правительство, куда бы вошли тори и либеральные демократы, маловероятно.
РГ: Какая партия Британии выглядит наиболее многообещающей для выстраивания наиболее открытых и продуктивных отношений с Россией ? Традиционно у нас вроде бы неплохо складывались отношения с партией консерваторов.
Баркер: Я бы не ожидал существенных подвижек в отношении России со стороны ни одной из партий. Отношения между Лондоном и Москвой при любом кабинете останутся дружескими и в то же время прагматическими. Это очевидно.