В годы Великой Отечественной войны в боевых полках нередко оказывались и дети. Каждый по-своему попадал в действующую армию. Тем не менее юные бойцы жили походной жизнью, подвергались опасности, порой гибли.
Кто они теперь? По возрасту - ветераны. По статусу многие из них участниками войны не числятся - закон не признает таковыми из-за тогдашнего малолетства. Справедливо ли?
Как можно решить непростую проблему, рассказал в эксклюзивном интервью "Российской газете" первый заместитель Главного военного прокурора генерал-лейтенант юстиции Александр Мокрицкий.
Российская газета: Александр Владимирович, накануне юбилея Победы вам приходится решать многие проблемы, с которыми в прокуратуру обращаются бывшие фронтовики и их родные. Среди них есть письма или жалобы бывших "сынов полка"?
Александр Мокрицкий: Таких обращений немало. Бывшие воспитанники войсковых частей просят подтвердить их участие в боевых действиях. Вот свежий пример. Бывший воспитанник 265-го горнострелкового полка 20-й горнострелковой дивизии Андрей Александрович Вагин с августа по декабрь 1942 года принимал участие в обороне Северного Кавказа. Он просит признать за ним статус участника Великой Отечественной войны и выдать ему соответствующее удостоверение.
РГ: Прошло уже столько лет, почему не было сделано этого раньше?
Мокрицкий: К сожалению, архивные сведения, которые подтвердили бы факт участия в боевых действиях, не сохранились.
А чиновники, куда он обращался, равнодушно отнеслись к судьбе героя. В результате, чтобы получить заслуженный ветеранский статус, потребовались долгие месяцы. Военной прокуратуре Сочинского гарнизона удалось разыскать людей, служивших с заявителем, которые подтвердили его участие в боевых действиях. После этого в суд было направлено заявление о признании юридического факта участия А.А. Вагина в Великой Отечественной войне. Оно удовлетворено, права ветерана восстановлены.
Но это еще не все. Как участник боевых действий А.А. Вагин по инициативе военной прокуратуры награжден медалями "За оборону Кавказа" и "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", а также орденом Отечественной войны II степени, которые ему вручены в торжественной обстановке. Все это позволило ветерану получить необходимые льготы.
РГ: И такой пример, наверное, не единичен?
Мокрицкий: Вот еще похожая ситуация. Леонид Борисович Жуков в 1943-1945 годах был курсантом Бакинского и Ленинградского военно-морских подготовительных училищ. В 1944 году в 16-летнем возрасте он фактически был приведен к военной присяге, принимал участие в боевых походах, награжден медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". Тем не менее он долгие годы не имел соответствующего статуса и положенных льгот. Военная прокуратура собрала все необходимые материалы и через суд добилась признания Жукова военнослужащим и ветераном Великой Отечественной войны со всеми вытекающими отсюда последствиями.
РГ: Почему так получается, что очевидные права ветеранов, с оружием в руках защищавших Родину, приходится отстаивать в суде?
Мокрицкий: Зачастую это связано с пробелами в действующем законодательстве и разночтениями в правоприменительной практике. Дело в том, что в законах недостаточно четко прописаны категории лиц, имеющих право на ветеранский статус. В частности, те, кто воевал, будучи еще несовершеннолетними, а это и сыны полков, и воспитанники военных училищ, остались "за бортом". Много проблем возникает и при решении вопросов перерасчета пенсий.
РГ: Перед юбилеем Победы руководство страны приняло ряд решений по ветеранам. В частности, по обеспечению жильем бывших фронтовиков, независимо от времени их обращения. Может быть, пора решить и проблему бывших малолетних участников войны?
Мокрицкий: В этой связи мы направили в Комитет Госдумы по обороне свои предложения для решения подобных проблем в законодательном порядке. Таких людей, настоящих героев, сражавшихся за Отечество, осталось в живых не так уж и много. Потому нам всем надо проявить человеческое отношение к ним и дать возможность без лишних проволочек получить то, что они заслужили.
РГ: А пока приходится обращаться в суды?
Мокрицкий: Прокуроры делают это довольно часто. Мы стремимся использовать весь набор своих полномочий с тем, чтобы в полном объеме реализовать гарантированные государством льготы и преимущества для инвалидов и участников войны, участников боевых действий по защите Родины. Только в прошлом году в пользу представителей этих категорий военными прокурорами были направлены более сотни обращений и исков в суды, благодаря чему ветеранам и членам их семей было выплачено различных компенсаций на миллионы рублей. Как принято говорить, и такого рода награды нашли своих героев.
РГ: Семьям погибших или умерших героев вы тоже помогаете?
Мокрицкий: Например, по иску военной прокуратуры 17 вдовам Героев Советского Союза из Воронежской области были сделаны дополнительные пенсионные выплаты на общую сумму 7,8 миллиона рублей. И это, к сожалению, не единичный случай. По всем выявленным нарушениям законов в указанной сфере приняты меры прокурорского реагирования. Права граждан восстановлены, а виновные привлечены к ответственности.
РГ: В нашей стране ветеранами считаются не только участники Великой Отечественной войны, но и те, кто воевал, защищая интересы Родины в "горячих точках" за рубежом и внутри страны уже в наши дни. Им тоже бывает нужна ваша помощь?
Мокрицкий: Да. Наряду с ветеранами Великой Отечественной войны эта категория наших сограждан и после увольнения с военной службы остается в нашем поле зрения. Приведу лишь один самый свежий пример. Бывший старший сержант одной из воинских частей Северо-Кавказского военного округа Геннадий Досин в 2006 г. принимал участие в контртеррористической операции на территории Северного Кавказа. Однако из-за бюрократических проволочек никак не мог получить статус ветерана боевых действий и пользоваться положенными ему льготами.
Чиновники почти три года не запрашивали документы, подтверждающие участие Досина в боевых действиях. Лишь после того как военный прокурор Камышинского гарнизона объявил ответственным должностным лицам предостережения о недопустимости нарушения закона, как говорится, дело сдвинулось с мертвой точки. Сейчас по требованию прокуратуры законные права Геннадия Досина на льготы восстановлены и ему выдано Удостоверение ветерана боевых действий.
РГ: Уже не раз бывало, что активную заботу о героях-ветеранах проявляют накануне больших дат. Потом праздник проходит - и о них тихо забывают. Не получится ли то же самое и на этот раз?
Мокрицкий: За всех ручаться не буду, но у нас - не получится.
Еще раз подчеркну: работа по обеспечению прав и законных интересов участников военных действий ведется прокурорами систематически, вне зависимости от юбилеев. Ветераны военной службы и члены их семей - это особый приоритет в деятельности органов военной прокуратуры. Здесь мы активно взаимодействуем с Общественной палатой РФ, государственными структурами субъектов Федерации, органами военного управления, правозащитными организациями.
А пользуясь случаем, хочу от имени Главной военной прокуратуры поздравить ветеранов, всех наших соотечественников с великим праздником и пожелать всем нам мирного неба.