Евгений Гонтмахер: Дмитрий Медведев продолжит модернизацию страны в ближайшие два года

Иногда время идет очень медленно, но эти два года пролетели стремительно. Их подстегивали объективные психологические факторы. Во-первых, новый президент, новая риторика, которую с самого начала заявил Дмитрий Анатольевич. Риторика осовременивания страны, ее модернизации. Причем по широкому фронту - не только технологическая, но и политическая, социальная.

Во-вторых, кризис. Когда Дмитрий Медведев стал президентом, экономическая ситуация была успокаивающей, цены на нефть росли, резервные фонды пополнялись, накопился достаточно большой запас прочности. И вдруг все стало обваливаться, экономика перешла в совершенно другое качество. И, наконец, третий ускоритель - внешне-политическое окружение. В США пришла новая администрация с политикой, очень отличающейся от того, что проводил по отношению к России Джордж Буш-младший. Это так называемая перезагрузка отношений, партнером в которой Дмитрий Анатольевич. Вступил в силу Лиссабонский договор, изменив принципы отношений в европейском сообществе.

Какие ответы дал на эти вызовы Медведев? Очень важно, что проходила достаточно плотная работа с правительством, особенно все, что связано с экономикой. Антикризисные меры 2008-2009 годов были неоднозначные, порой излишние и мало эффективные, но в целом они помогли отвести страну от экономического краха. Да, падение ВВП 2009 года было почти 9 процентов. Это самые большие потери среди стран "двадцатки" и тем более - "восьмерки". Но наиболее острые, явные проявления кризиса удалось ликвидировать. И в этом заслуга президента достаточно большая, которую он, безусловно, разделяет вместе с правительством.

Во внешней политике выстроились новые отношения с американской администрацией. Они еще далеки от идеала, но продвижение значительное. И здесь основная роль принадлежит именно президенту, который определяет основные направления нашего сотрудничества. Подписание договора по СНВ, целый ряд совместных акций, сближение позиций в вопросе о санкциях в отношении Ирана... Не менее активно развивались события в Европе. Дмитрий Медведев часто встречался с руководителями Евросоюза, лидерами стран ЕС. И как мне представляется, установлены очень неплохие личные отношения, которые в наше время имеют большое значение.

Однако впереди еще два года. Думаю, они тоже пройдут динамично. Еще многое предстоит сделать, чтобы продолжить начатое. Прежде всего, конечно, модернизация. Это личный проект Дмитрия Медведева. Он связал с ним свою репутацию как государственного деятеля. И для президента, как мне кажется, принципиально важно не размениваться на детали, не позволять соблазнять себя какими-то отдельными узкими фрагментами, которые были бы выданы за то, что это и есть модернизация страны. Перемены уже произошли, но пока явно недостаточные. Вносятся динаминизирующие поправки в политическую систему. Изменилось положение некоммерческих организаций, появились новые нотки в отношениях с бизнесом, особенно малым и средним. Но пока это только росточки, которые надо еще поливать и поливать. И не дать, чтобы их затоптали. Есть большие заделы во внешней политике. Но остались еще и просторы для действий. За оставшиеся два года, видимо, необходимо заключить соглашение с Евросоюзом по программе "Партнерство для модернизации". Это была взаимная инициатива российской и европейской сторон. И очень важно, чтобы мы активно включились в европейское пространство через это партнерство. С США, думаю, предстоит выйти на более плотные договоренности в экономической сфере. Пока мы с этой крупнейшей мировой экономикой не достаточно связаны, а резерв, безусловно, есть.

Наконец, чтобы сделать модернизацию необратимой, очень важно создать в обществе атмосферу подъема, куража. Мы должны поверить в свои силы, в то, что можем не только догнать развитые страны в их нынешнем виде, с их сегодняшними непростыми проблемами. Но и через исторически короткий промежуток времени стать страной XXI века. Для такой уверенности у нас есть все основания - экономические, интеллектуальные, технологические и политические. Очень важно, чтобы за эти два года президент сформировал широкий слой людей разных политических взглядов - и левых, и правых, и центристов, которые могли бы поддержать его в этих очень широких стратегических начинаниях. Потому что один в поле не воин. Какие бы ни были даже самые прекрасные намерения, но Россия не Сингапур. И невозможно в одиночку сделать такую большую страну лучше, дать ей вектор развития в сторону процветания. Мобилизация общественного ресурса, энергетики поможет найти много новых идей, подходов, которые сделают наше продвижение вперед максимально эффективным. Мне кажется, на оставшиеся два года, а возможно, и на последующие шесть лет это, может быть, самая главная задача Дмитрия Медведева.