07.05.2010 13:02
Поделиться

Исполнилось 15 лет со дня подписания соглашения между Россией и Южной Кореей об экономическом сотрудничестве в Якутии

Исполнилось 15 лет со дня подписания Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Корея об экономическом сотрудничестве в Республике Саха (Якутия). Этот документ вошел в историю международных отношений как своеобразная дипломатическая новация. Впервые межправительственное соглашение было подписано одним из руководителей субъектов Российской Федерации - первым президентом  Республики Саха (Якутия).

Для корейцев это тоже уникальный документ - ни до этого соглашения, ни после Южная Корея не подписывала договоров, касающихся одного региона, а не всей страны-партнера.

За это время в Якутии появилось несколько совместных предприятий с участием корейского капитала - здесь стали собирать автомобили, бытовые электроприборы. Заметными стали рост якутско-корейского товарооборота и приток инвестиций из Южной Кореи.

На "круглом столе", посвященном этой дате, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Корея в России Ли Юн Хо подтвердил заинтересованность его страны в продолжении сотрудничества с Якутией в топливно-энергетической сфере.

Однако, по моему глубокому убеждению, как ни легко зарабатывать деньги на продаже сырья, необходимо поворачивать наше сотрудничество в другом направлении. Южная Корея обладает уникальным опытом модернизации, проведения экономических реформ. Менее чем за два поколения эта страна сделала скачок от бедной крестьянской страны к одному из наиболее передовых государств мира. Для этого поэтапно создавались экономика экспортоориентированной промышленности, затем высокотехнологичные отрасли, а теперь идет развитие экономики знаний. Кстати, самое главное экономическое ведомство этой страны так и называется Министерство экономики знаний.

Это - первый урок, который следовало бы усвоить у корейцев. Называется он "Мудрость государственного управления". У нас тоже говорят об инновационном пути развития, экономики знания. Но как практически внедрить достижения науки в экономику, а теоретические знания в реальную практическую жизнь, если идеи рождаются в стенах институтов Российской академии наук, за научно-технологический прогресс отвечает министерство образования и науки, а с ведущими отраслями народного хозяйства имеют дело минэкономразвития и минпромторг? Просто ли трем структурам обеспечить выполнение одной стратегической задачи? И в результате мы имеем - отсутствие инноваций в реальной экономике, топтание на месте в деле формирования экономики знаний.

Говорим также о необходимости привлечения в Россию иностранных инвестиций. Как это делать, также подсказывает южнокорейский опыт. Это - второй урок, который следовало бы выучить по корейскому учебнику. Одним из сильнейших стимулов по привлечению иностранного капитала в Южную Корею служат территории с особым экономическим режимом.

В Республике Корея сегодня пять видов таких зон. Одни созданы для реализации конкретных коммерческих проектов, другие для привлечения иностранной рабочей силы, третьи для развития внешней торговли и логистики. Законодательная база для их функционирования очень хорошо разработана. Есть и общий закон "О стимулировании иностранных инвестиций" и конкретные законы, определяющие порядок функционирования каждого из типа зон.

Обращает на себя внимание стремление корейских властей сделать условия участия иностранных инвесторов в деятельности особых зон как можно более привлекательными. Их освобождают на довольно длительные сроки от уплаты подоходного и корпоративного налогов, арендной платы (на 50 лет!), предоставляют таможенные послабления. Кроме того, шесть лет назад были приняты дополнения в закон о стимулировании инвестиций, которые предусматривают выдачу иностранным инвесторам денежных субсидий в размере от 10 до 20 процентов общей суммы капиталовложений.

У нас тоже имеется законодательство, определяющее порядок создания и функционирования особых экономических зон. Но выгоды и льготы, которое оно предусматривает для иностранных вкладчиков, почему-то мало их привлекают. Я уже не говорю о том, что разные документы на эту тему часто противоречат друг другу. А инфраструктура в предлагаемых ОЭЗ не подготовлена, на что часто жалуются иностранцы.

Уже сегодня успешное взаимовыгодное сотрудничество на основе Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Корея может служить примером для других регионов нашей страны. От следующего этапа ждем решения вопросов модернизации районов Дальнего Востока, а также инновационного прорыва российской экономики.