Московский Пасхальный фестиваль, посвященный в этом году 65-летию Победы в Великой отечественной войне, закрылся вчера, в День Победы по традиции двумя концертами Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева: общедоступным дневным выступлением на Поклонной горе и вечерним - в Московском международном Доме музыки.
Невзирая на мировую экономическую нестабильность весенний пасхальный форум и в этом году сохранил свои масштабы: он длился более месяца, охватив всю страну - от Мурманска до Хабаровска, - предложив слушателям оперы, премьеры, выступления зарубежных мастеров, и тем самым вновь утвердившись как кульминация столичного и, может быть, даже российского концертного сезона. Тематический акцент нынешнего фестиваля - посвящение 65-летию Победы - отразился и на репертуаре, и на гастрольном графике Симфонического оркестра Мариинки. Выбрав для завершения форума Седьмую "Ленинградскую" симфонию Дмитрия Шостаковича - современника и очевидца войны, - маэстро Гергиев предложил слушателям и менее известные произведения композитора: Первую, Третью, Четвертую, Шестую и Девятую симфонии. Именно они как ничто иное могут рассказать нашим современникам о мыслях и чувствах человека той эпохи. Гастрольный график оркестра обозначил города, судьба которых неразрывно связана с военными событиями и с историей самой России. Впервые Пасхальный фестиваль пришел в Воронеж и в Волгоград, вновь мариинцы выступили в Краснодаре и Владикавказе. Концерт в Ярославле был посвящен 1000-летию города и 790-летию Александра Невского, - до выступления маэстро Гергиев успел посетить с губернатором Ярославской области Сергеем Вахруковым стройплощадку концертно-зрелищного центра и пообщаться об акустических характеристиках будущего зала. Впервые принимал симфоническую программу фестиваля Кисловодск - и теперь есть все предпосылки для продолжения сотрудничества крупнейшей в Евразии Филармонии на Кавказских Минеральных Водах, которая включает в себя десять концертных залов в пяти курортных городах, с Пасхальным фестивалем и с Мариинским театром.
Вместе с главным "посвящением" художественный руководитель фестиваля Валерий Гергиев, по сложившейся уже традиции, предложил слушателям и лучшее из русской классики, и раритеты, и премьеры, включил в программы выступления зарубежных и российских звезд. Среди самых ярких моментов форума - концерты таких мастеров, как мэтр исторического исполнительства гамбист Жорди Савалль со своим ансамблем Le Concert des Nations (билета на него распространялись среди студентов), исключительно богатый по акустике хор Шведского радио. Впервые в России выступил бразильский пианист Нельсон Фрейре, поразивший удивительно трепетным отношением к звуку и тонкостью нюансировки. Давно сложилось успешное сотрудничество Валерия Гергиева с пианистом Денисом Мацуевым, игравшем на нынешнем фестивале в шести городах при полном аншлаге.
В рамках форума по традиции были представлены оперная и балетная программа: в Москве состоялось концертное исполнение масштабной дилогии "Троянцы" Гектора Берлиоза и оперы "Дон Кихот" Жюля Массне (в рамках Года Франции в России), а в Петербурге прошли две сценические премьеры современных композиторов - опера "Мистерия апостола Павла" Николая Каретникова (режиссер Алексей Степанюк) с яркой работой мариинского солиста Андрея Попова в партии Нерона и балет "Анна Каренина" Родиона Щедрина в постановке Алексея Ратманского при участии Дианы Вишневой и Ульяны Лопаткиной.
Огромный блок Пасхального фестиваля составляет хоровая программа. 22 лучших коллектива из нашей страны, а также из ближнего и дальнего зарубежья выступили в 17 российских городах. Впервые программа прошла за рубежом - хор Мариинского театра дал концерты в Вильнюсе. В первый раз в этом году Пасхальный фестиваль включил выступление в католическом храме - Кафедральном соборе Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Кульминацией хоровой программы стал Гала-концерт в Зале им. П.И.Чайковского, где приняли участие шесть ярких коллективов из России, Белоруссии, Сербии, Армении, Греции, а также Государственный молодежный оркестр Армении под управлением молодого дирижера Сергея Смбатяна. Подобного по масштабу фестивального хорового проекта в нашей стране нет, особенно если учитывать, что большая часть концертов проходит бесплатно.
Вообще благотворительная и просветительская миссии пронизывают все блоки Пасхального фестиваля - и хоровую, и симфоническую, и камерную программу, - билеты передаются в социальные учреждения и распространяются среди студентов. И в этом плане значение фестиваля сложно недооценить.