Премьер-министр Владимир Путин поручил ФАС России разработать меры для упрощения доступа иностранного капитала к видам деятельности, имеющим стратегическое значение. Проект соответствующего закона сейчас находится в завершающей стадии согласования. "РБГ" расспросила о подробностях проекта заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрея Цыганова.
- Андрей Геннадьевич, часто приходится слышать суждения о непреодолимых бюрократических барьерах, связанных с применением законодательства об иностранных инвестициях. Это подтверждается практикой ФАС?
- Этот факт показывает неоднозначность восприятия участниками гражданского оборота ряда положений закона. В соответствии с поручением Правительственной комиссии мы уже подготовили законопроект о внесении изменений в Закон "Об иностранных инвестициях..." и приступили к его публичному обсуждению.
При нынешнем законодательстве по некоторым сделкам могут возникнуть проблемы, поэтому действия ФАС логичны, ее поправки в закон соответствуют общему вектору по либерализации антимонопольного законодательства.
Многие нормы и положения закона требуют, по крайней мере, разъяснений. А еще лучше, если эти разъяснения будут закреплены непосредственно в законе.
- Приходится слышать немало нареканий по поводу перечня видов деятельности, которые будут подлежать контролю со стороны государства.
- Перечень нуждается в уточнении. Приведу пример. На одном из последних заседаний правительственной комиссии предметом рассмотрения была сделка по приобретению международным молочным концерном российского сыроваренного завода.
Технология производства сыров подразумевает в себе работу с возбудителями инфекционных заболеваний. В соответствии с нашим законодательством к возбудителям инфекционных заболеваний относятся и обычные дрожжи, например, или закваска, которая используется для производства сыров. Плюс к этому на любом пищевом производстве существует санитарная лаборатория, которая берет пробы на патогенность и работает с этими патогенными микроорганизмами каждый день, потому что без этого нельзя обеспечить элементарную безопасность продукции, особенно скоропортящейся.
После того как комиссия внимательно рассмотрела эту сделку - надо сказать, хорошую, очень правильную, нужную сделку,- было принято решение, о том, что нужно процедуру упростить и сделать так, чтобы такие сделки могли совершаться самостоятельно.
Мы нашли решение этой проблемы, в ближайшее время соответствующие поправки к закону будут внесены в Государственную Думу, и положение иностранных инвесторов улучшится.
- Будут ли пересматриваться вопросы, связанные с процедурами?
- Контроль инвестиций в стратегические сектора осуществляется во многих странах мира. Мы можем только снять шляпу перед нашими японскими коллегами, у которых процедура рассмотрения заявления занимает рабочую неделю, а иногда решение принимается быстрее.
Мы, со своей стороны, тоже стремимся сделать процедуру более простой, понятной, прозрачной и быстрой, поэтому соответствующие поправки в законопроект тоже включены.
- А работа с представителями иностранного бизнеса ведется?
- Причем самых разных форматов. Это и Американская торговая палата, и Ассоциация европейского бизнеса, и некоммерческое партнерство "Содействие развитию конкуренции".
Ведется работа и на двустороннем уровне с представителями иностранного бизнеса при поддержке ряда посольств, работающих в Москве, в рамках которой мы проводили семинары, пытаясь услышать мнения иностранных инвесторов. Оказалось, что далеко не всегда иностранные инвесторы понимают реальное положение вещей.
Принятие 57-го ФЗ представителями средств массовой информации, международными юридическими компаниями, даже рядом государственных деятелей трактовалось так, как шаг в правильном направлении или как упрощение и упорядочивание процедур, как прописывание всего, что нужно делать в едином федеральном законе.
В то же время существовала совершенно другая трактовка. Закон об иностранных инвестициях - это еще один барьер, и теперь, уж точно, в России ничего не купишь, в соответствии с ним любого можно выгнать из России без объяснения причин и т.д.
Мы пытаемся объяснить, что это далеко не так. Реальная практика применения закона показывает позитивный настрой к иностранным инвесторам, даже если они идут в такие тонкие и важные для России сектора, как оборона страны, безопасность, нефтяной и газовый сектора.
- Как изменится ситуация в случае принятия законопроекта?
- Принятие законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций..." позволит исключить неопределенность в понимании и применении отдельных норм законодательства об иностранных инвестициях, устранить положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции и не в полной мере учитывающих интересы общества и государства.
Законопроект предусматривает следующие основные изменения:
- деятельность банков в области криптографии исключается из видов деятельности, имеющих стратегическое значение и установленных статьей 6 закона;
- уточняется порядок осуществления сделок внутри группы лиц в рамках установленных законодателем исключений;
- сокращаются стратегические виды деятельности, подлежащие предварительному контролю, осуществляемых банками, за исключением тех банков, участником которых является Российская Федерация;
- уточняются нормы закона, позволяющие расширить исключения, установленные законом N 57-ФЗ в сфере недропользования, в отношении сделок в рамках дополнительной эмиссии, в результате которых права иностранных инвесторов по распоряжениям акциями стратегического хозяйственного субъекта не увеличиваются.
Кроме того, уточняются требования к представляемому иностранным инвестором пакету документов к ходатайству, что позволит исключить ошибки заявителей при изложении существа планируемой сделки.
- 29 апреля 2010-го Закону "О порядке осуществления иностранных инвестиций..." исполнилось 2 года. Каковы итоги двух лет применения закона?
- К сожалению, пока еще рано проводить сравнительный анализ и говорить о тенденциях поступления ходатайств и уведомлений, но общие цифры, отражающие итоги практики, выглядят следующим образом.
В период с момента вступления в силу закона N 57-ФЗ в ФАС России поступило 122 ходатайства, 58 ходатайств рассмотрены в рамках семи заседаний Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.
Кроме того, далеко не все сделки, которые приходят в ФАС как в уполномоченный орган, выносятся на заседание правительственной комиссии. Бывают случаи, когда наше исследование ситуации говорит, например, о том, что заявитель не является иностранным инвестором, однако выявить это не так-то просто, требуется серьезная экспертиза, потому что система владения компаниями бывает весьма запутана и непрозрачна. Довольно часто встречается ситуация, когда хозяйствующий субъект, долю которого хотят приобрести иностранные инвесторы, не относится к категории стратегических. В нашей практике были самые разнообразные случаи, связанные с анализом конкретных сделок. Статистика такова, что из тех документов и заявлений, которые официально поступают в Федеральную антимонопольную службу, выносятся на комиссию примерно 25-30%, не больше, по остальным решения принимаются нами, как уполномоченным органом в рамках нашей компетенции. Более того, правительственная комиссия пошла на упрощение и облегчение процедуры принятия решения по отдельным категориям сделок, и наиболее характерный пример здесь - деятельность в банковской сфере.
В законе написано, что деятельность, связанная с разработкой и производством средств шифрования и криптографии, является деятельностью, которая подлежит контролю в соответствии с законом - это стратегический элемент. Многие банки применяют средства криптографии, шифрования и дешифрования информации, но это никак не связано с их основной деятельностью - это связано с защитой банковской информации и с защитой банками информации о своих клиентах, т.е. это не основной вид деятельности. И поэтому комиссия пошла на такой шаг, что по данному виду деятельности, когда иностранный инвестор приобретает российский банк, он должен подавать ходатайство в уполномоченный орган, в данном случае ФАС России.
В этом случае мы самостоятельно принимаем решение и информируем об этом правительственную комиссию. Такое упрощение позволило сократить процедуру на несколько месяцев, что было особенно важно в условиях кризиса при приобретении иностранными инвесторами российских проблемных банков.