Открывшаяся в Русском музее выставка "День Победы!" кому-то может показаться лишенной размаха и монументальности, который мы привыкли видеть в экспозициях подобного рода. Всего один большой зал, зато собравший около 60 очень известных произведений 1960-1970-х.
Среди авторов - художники первого ряда советского искусства: Е.Е. Моисеенко, Г.М. Коржев, Э.М. Кример, К.М. Симун, М.П.Бобышов, В.В. Ватенин, А.М. Игнатьев, Г.А. Савинов и др.
Центральная фронтальная работа, встречающая зрителя, не портрет генералиссимуса, о возможности появления которого в праздничных торжествах звучало столько ожесточенных споров в последнее время, а полотно Евсея Моисеенко "Победа". Пафосное название контрастирует с будничным сюжетом. В тесном лестничном проеме солдат поддерживает раненого товарища. Монохромная гамма, экспрессивная манера письма подчеркивают усталость солдата, тяжесть ноши войны, упрямую надежду на жизнь.
Отдельный блок произведений посвящен празднованию Победы. В их числе два уникальных эскиза Е.Е.Лансере "Мир" и "Победа", выполненные для Казанского вокзала в Москве. Неоднозначна знаменитая конная скульптура "Маршал Жуков" К.М. Симуна, где у коня вместо передних ног - топор. Историю не перепишешь. Ее надо принимать такой, какая есть, но и забывать нельзя ничего.
В экспозиции широко представлена тема блокады. Зритель увидит фрагмент рельефа "Блокада" на мемориальном Пискаревском кладбище Б.Е. Каплянского и А.Л. Малахина, литографию Л.А. Сергеевой "Неоплаканные", офорты А.С. Смирнова "Как одинок убитый человек" и "Ленинградская мать", литографию "Реквием" В.С. Вильнера.
Особые приметы "сурового стиля" 1960-х годов с его настойчивым стремлением к поискам истины наглядны в строгой, торжественно-драматичной картине В.И. Иванова "Семья.1945 год" и в замечательных полотнах Г.М. Коржева "Следы войны" и "Старые раны" из его героико-трагедийной серии "Опаленные огнем войны".
О подвигах, о славе, о боли и смерти, о памяти и победе эта выставка. Словом, о горьком привкусе "праздника со слезами на глазах".