Из Михайловска (163 км от Екатеринбурга) в глухую тайгу стартовала экспедиция по поискам самолета капитана Фадеева, разбившегося в 1943-ем. По этому поводу на Урал из Воронежа приехали сыновья капитана, а из Вашингтона - ведущий специалист по авиационному ленд-лизу.
"Капитан Алексей Фадеев, штурман эскадрильи авиаполка Военно-воздушной академии имени Жуковского, умер 23 октября 1943 года (причина смерти не указана), похоронен в тайге в 20 км юго-восточнее Михайловского завода (Свердловская область) при исполнении служебных обязанностей", - только эту скудную информацию смог представить Центральный архив минобороны РФ семье военного летчика, погибшего в годы войны в глубоком тылу. Сыновья капитана Фадеева обратились в администрацию Михайловска, и их письмо случайно попало в руки известного путешественника, рекордсмена книги Гиннесса Владимира Рыкшина. Его идею отправить экспедицию на поиски капитана поддержали многие.
Отсутствие информации о гибели летчика объясняется до сих пор не снятым грифом секретности: капитан Фадеев, как выяснил Рыкшин, перегонял американские ленд-лизовские самолеты по секретной воздушной трассе Алсиб (Аляска - Сибирь). С 1943 года советские летчики пилотировали самолеты из Фэрбенкса, через Берингов пролив - и на фронт. Путешественник отыскал потомков очевидцев гибели американского самолета в уральской тайге. Они достаточно точно указали место и обстоятельства авиакатастрофы: как приезжали особисты, как двух летчиков похоронили в тайге, примерные места крушений еще трех американских самолетов. (Самолеты бились, скорее всего, из-за неполадок навигационного оборудования - магнитных склонений, обусловленных залежами магнитных руд. И в дальнейшем Алсиб "разорвали": самолеты долетали до Красноярска, где их разбирали и по железной дороге перевозили через Урал, а собирали машины уже в Европе - в Арамили под Свердловском, после чего отправляли на фронт).
На горе Воронина в Михайловске торжественный старт экспедиции дал Семен Спектор - почетный гражданин и один из самых уважаемых людей Свердловской области, много лет руководивший областным госпиталем ветеранов войн:
- Кому из вас могло присниться, что здесь, на этой горе придется вспоминать, как много сделали Соединенные Штаты для нашей общей Победы! Я осознал цену сотрудничества наших стран еще в детстве, когда 16 марта 1944 года американские войска освобождали нас из гетто...
В честь праздника энтузиасты исторического фехтования реконструировали битву с псами-рыцарями и монголо-татарами. Джаз-квартет Игоря Захарова выбрал соответствующий моменту репертуар вроде песни американских бомбардировщиков Джимми Макхью "Летим на крыле и молитве" или боевого гимна республики Glory, glory hallelujah, который по достоинству оценил большой любитель джаза Генеральный консул США в Екатеринбурге Тим Сэндаски.
В знак укрепления дружбы между народами ему подарили символ экспедиции - месячного щенка сибирской хаски по кличке Алсиб. Лапа такой же голубоглазой лайки, вероятно, первой ступила на землю, которую потом назвали Аляской, где, кстати, прошло детство Генерального консула. Сказать, что он был тронут, значит, не сказать ничего: щенки лайки едва ли не самые трогательные живые существа на этой планете...
Тим Сэндаски говорил о героизме летчиков воздушной трассы Аляска - Сибирь и представил специально приглашенного Генконсульством доктора Вона Хардести. Перечень его регалий занимает не меньше страницы, - куратор Смитсоновского института (Вашингтон), Национального музея авиации США, - а, если коротко, то историк Хардести является одним из ведущих специалистов по авиационному ленд-лизу. Ему продемонстрировали фрагмент самолета, обнаруженный на разведывательном этапе экспедиции. Доктор Хардести предположил, что разведчики отыскали фрагмент панели управления.
- Весьма вероятно, что это "Аэрокобра", - осторожно оценил находку специалист. - Фрагмент хороший, сохранены серийные номера деталей, поэтому возможна точная идентификация. Специалистам достаточно взгляда, чтобы по фото определить тип самолета. В США проведут экспертизу, сверят номера - и тогда мы добьемся полной ясности.
Американские архивы, касающиеся ленд-лиза, общедоступны - выложены в Интернет.
Разведку, в которой участвовали парапланы, паралеты, дельталеты областной Федерации сверхлегкой авиации, а также квадрациклы и внедорожники "ручной работы" вроде невиданной проходимости "Запорожца форева", провели накануне. Отдельный фрагмент самолета обнаружили у заброшенного хутора Старый Ястребок - видимо, местные жители пытались утащить его для своих целей (в годы войны, как признались старожилы, из "упавшего с неба" алюминия делали ложки). Но самое главное достижение разведывательного этапа - могилы капитана Фадеева и его товарища найдены.
Администрация Михайловска пригласила на Урал обоих сыновей капитана Фадеева - Эдуарда и Юрия. Обоим за 70, отца они помнят только по фотографиям. Их мама, а потом и они сами более полувека отправляли запросы, пытаясь узнать, как и где погиб их отец. Первый ответ из военного архива они получили только в 2009 году...
- Мы не ожидали, что нашей семье помогут совершенно незнакомые люди, что примут так близко к сердцу нашу боль. Низкий поклон всем им, - говорит Эдуард. - Для нас это очень важно.
Сегодня экспедиция, вооружившись металлоискателями, отправилась в тайгу. По прямой от Михайловска до места захоронения капитана Фадеева 24 км, однако дороги там нет, и прохождение маршрута только в одну сторону займет не меньше пяти часов. На могиле капитана установят памятник - плиту из мрамора, где выбито "Капитан Фадеев А.Н. Вечная память героям и Царство Небесное. 11.05.2010".
Разбившийся самолет находится где-то неподалеку: очевидцы вспоминали, что летчиков похоронили совсем рядом с их бортом. Возможно, сейчас "Аэрокобра", разбившаяся в уральских горах 67 лет назад, уже обнаружена.