Исполнилось 15 лет со дня подписания Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Корея об экономическом сотрудничестве в Республике Саха (Якутия).
Впервые межправительственное соглашение было подписано одним из руководителей субъектов РФ - первым президентом Якутии. Для корейцев это тоже уникальный документ - ни до этого соглашения, ни после Южная Корея не подписывала договоров, касающихся одного региона, а не всей страны-партнера.
За это время в Якутии появилось несколько совместных предприятий с участием корейского капитала - здесь стали собирать автомобили, бытовые электроприборы. Заметными стали рост якутско-корейского товарооборота и приток инвестиций из Южной Кореи.
На "круглом столе", посвященном этой дате, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Корея в России Ли Юн Хо подтвердил заинтересованность его страны в продолжении сотрудничества с Якутией в топливно-энергетической сфере. Однако, как ни легко зарабатывать деньги на продаже сырья, необходимо поворачивать наше сотрудничество в другом направлении. Южная Корея обладает уникальным опытом модернизации, проведения экономических реформ. Менее чем за два поколения она сделала скачок от бедной крестьянской страны к одному из наиболее передовых государств. Для этого поэтапно создавались экономика экспортоориентированной промышленности, затем высокотехнологичные отрасли, а теперь идет развитие экономики знаний.
Это - первый урок, который следовало бы усвоить у корейцев. Называется он "Мудрость государственного управления". У нас тоже говорят об инновационном пути развития, экономики знания. Но как практически внедрить достижения науки в экономику, а теоретические знания в реальную практическую жизнь, если идеи рождаются в стенах институтов РАН, за научно-технологический прогресс отвечает минобрнауки, а с ведущими отраслями имеют дело минэкономразвития и минпромторг? В результате - отсутствие инноваций в реальной экономике, топтание на месте в деле формирования экономики знаний.
Говорим также о необходимости привлечения в Россию иностранных инвестиций. Как это делать, также подсказывает южнокорейский опыт. Это - второй урок. Одним из сильнейших стимулов по привлечению иностранного капитала в Южную Корею служат территории с особым экономическим режимом. Таких зон пять видов. Законодательная база для их функционирования очень хорошо разработана. Есть и общий закон "О стимулировании иностранных инвестиций" и конкретные законы, определяющие порядок функционирования каждого из типа зон.
Корейские власти стремятся сделать условия участия иностранных инвесторов в деятельности особых зон как можно более привлекательными. Их освобождают на довольно длительные сроки от уплаты подоходного и корпоративного налогов, арендной платы (на 50 лет!), предоставляют таможенные послабления. Приняты дополнения в закон о стимулировании инвестиций, которые предусматривают выдачу иностранным инвесторам денежных субсидий в размере от 10 до 20 процентов общей суммы капиталовложений.
У нас тоже имеется законодательство, определяющее порядок создания и функционирования ОЭЗ. Но выгоды и льготы, которые оно предусматривает для иностранных вкладчиков, почему-то мало их привлекают. Я уже не говорю о том, что разные документы на эту тему часто противоречат друг другу. А инфраструктура в предлагаемых ОЭЗ не подготовлена, на что часто жалуются иностранцы.
Уже сегодня успешное взаимовыгодное сотрудничество на основе Соглашения между РФ и Республикой Корея может служить примером для других регионов нашей страны.