Виталий Слепаков: наличие в нормативном акте неоднозначных требований - признак коррупциогенности этого акта

Сегодня открывается Международная выставка "Связь-Экспокомм-2010". В рамках деловой программы будут обсуждаться в том числе проблемы, требующие решения на законодательном уровне. Нормативная база телекоммуникационной отрасли достаточно обширная, и регулятор, надо отдать ему должное, постоянно работает над ее совершенствованием. В частности, отменена регистрация сетей, внесены поправки в УК РФ, согласно которым эксплуатация базовой станции без специального разрешения перестала быть преступлением.

Но не всегда введение новых норм приводит к положительным результатам. Например, поправки в Градостроительный кодекс привели к тому, что все антенны стали считаться особо опасными сооружениями. А недавно принятый пожарный регламент требует наличия гидранта или пожарного водоема возле каждой антенной мачты. Как выполнить это требование на открытом пространстве в условиях нашего климата? При этом всем хорошо известно, что наличие в нормативном акте неоднозначных или заведомо невыполнимых требований - признак коррупциогенности этого акта.

Многое еще требует увязки. Так, в Законе "О связи" есть понятие "оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования". А в антимонопольном законодательстве есть понятие "хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке". По сути это одно и то же. Но, пользуясь одним и другим законами, в разных случаях при возникновении некоторых коллизий применяются совершенно разные решения.

Или возьмем Закон "О судебных приставах". Сейчас судебные приставы стали требовать от операторов сотовой связи перечислять на счет Службы судебных приставов деньги, вносимые абонентами в качестве оплаты за связь. Но ведь эти деньги абонент внес в счет предоплаты за определенные услуги, и они поступили оператору, стали его средствами. Это все равно что вы пришли в ателье, внесли предоплату за пошив костюма, получили квитанцию, а судебные приставы взяли и списали эти деньги в счет погашения вашего долга, например, соседу. Акты некоторых ведомств, казалось бы не имеющих никакого отношения к отрасли связи, также оказывают влияние на ее функционирование. Например, в конце декабря 2008 года Рособразование утвердило порядок согласования экспертной оценки последствий договора аренды, который устанавливает, что нежилые помещения в общежитии могут выделяться для размещения только предприятий торговли, общественного питания, поликлиник, здравпунктов, санаториев, профилакториев и предприятий бытового обслуживания. О возможности размещения оборудования сотовой связи документ молчит. И территориальные управления Росимущества отказывают в регистрации договоров аренды нежилых помещений в общежитиях для размещения оборудования связи. Подобные нестыковки серьезно затрудняют работу операторов связи.