Соков в России стали пить меньше. За прошлый год их потребление на душу населения снизилось на 14-16%. Это больше, чем общее падение по рынку безалкогольных напитков. Средняя цена на соки выросла на 12%. Это привело к тому, что в структуре спроса более дешевые соки и нектары по цене до 40 руб. за литр стали вытеснять средний ценовой сегмент. Чтобы не допустить проникновение на рынок поддельных напитков, крупные производители соков вынуждены делать ставку на свои бренды нижнего ценового сегмента. Производить больше дешевого сока оказалось выгоднее, чем вкладываться в дорогие и премиальные марки.
Соки и нектары в России не входят в перечень товаров первой необходимости. Люди начинают их покупать только по мере достижения определенного уровня доходов, и начинают, естественно, с продукции, относящейся к низшему среднему сегменту. Уровень потребления соков на душу населения у нас вдвое меньше, чем в Европе. Причем разница по регионам большая. Если москвич выпивает почти 25 литров сока в год, а среднее потребление по России составляет лишь 15-16 литров.
Тем не менее у российского рынка соков громадный потенциал, особенно если принять во внимание тот факт, что 22,4% населения не пьют соки вообще, а более 40% населения страдают от авитаминоза. И, несмотря на то что потребление соков в России будет расти, потребление соков в ближайшие несколько лет вряд ли достигнет уровня европейских стран. Причин, объясняющих это, несколько: во-первых, уровень жизни населения далек от европейского; во-вторых, в нашей стране несколько иная культура потребления сока. Сок в России не является товаром каждодневного спроса. Многие семьи вообще покупают сок только на праздники.
Кризис ухудшил положение на рынке. По словам директора по маркетингу компании "Вимм-Билль-Данн Напитки" Натальи Васиной, на прилавках сетевых магазинов появляется все больше частных марок, которые конкурируют с известными брендами "большой четверки" производителей. Эти марки стоят дешевле известных брендов. Это или очень качественный продукт, например, 100% сок, которым сеть может торговать даже себе в убыток только для того, чтобы расширить свой ассортимент и продвинуть марку, или дешевый сокосодержащий напиток, в котором сока всего 10-15%. Кстати, сегмент сокосодержащих напитков, который у нас развит слабо, на Западе весьма велик и развивается высокими темпами, что свидетельствует о его высоком потенциале и в нашей стране. Но это должны быть очень качественные натуральные напитки, которые не содержат ни красителей, ни консервантов. Сегодня же сокосодержащие напитки выпускают мелкие производители, и они содержат и красители, и консерванты.
По мнению директора по торговым исследованиям компании "Бизнес Аналитика" Марии Ванифатовой, крупные игроки рынка, наоборот, укрепили свои позиции. В этом году мелким игрокам в рознице вообще придется несладко, потому что за счет отмены бонусов сетям будет невыгодно держать нераскрученную продукцию. Они будут брать либо только продукцию крупнейших игроков, либо активно развивать частные марки. Сейчас частные марки занимают порядка 8% рынка. Что касается сокращения ассортимента, то разговоры об этом сильно преувеличены. Ассортимент сократился максимум на 5%. Ситуация может сильно измениться в связи с ведением нового закона о торговле. Он пока действует скорее де-юре, чем де-факто.
В России сформировалась мощная национальная соковая промышленность, которая занимает доминирующее положение на российском рынке и динамично развивается.
Производители активно ведут поиск нового, предлагая потребителю новые виды продуктов - соки с мякотью, соки из двух сортов одного вида фрукта, витаминизированные соки.
Продажи соковой продукции имеют четко выраженную сезонность: с декабря по апрель ее потребление увеличивается в общей сложности на 40-50%, поскольку население ест меньше свежих овощей и фруктов.
Всего в России функционируют 236 предприятий, производящих соковую продукцию. Однако подавляющую долю рынка делят между собой 4 компании: "Лебедянский", "Вимм-Биль-Данн", "Мултон" и "Нидан".
Все четыре соковые компании покоряли рынок ценой невероятных усилий. Зато и приз оказался внушительным, потому что последние 10 лет отрасль развивалась быстрыми темпами. За это время потребление соков увеличилось в шесть раз. В прошлом году соковые заводы совместными усилиями разлили по пакетам 2,5 млрд л напитков. Это в пять раз больше, чем выпускали в СССР. В 2009 г. продажи соков принесли производителям 110 млрд рублей.
В то же время отечественная соковая промышленность в настоящее время работает в основном на импортном сырье. По словам Натальи Васиной, доля импортного сырья на российском соковом рынке весьма значительна и составляет около 90%. Существенная ориентированность России на импортное сырье объективна - большое число видов плодов, определяющих разнообразие рынка соковой продукции, в России не произрастает. Более 70% всего импорта составляет концентрированный сок апельсина, грейпфрута, ананаса, других тропических фруктов. Таиланд является поставщиком ананасового концентрата. Он обеспечивает им весь мир. И весь мир зависит от урожая в Таиланде. И рост цен на соки может быть связан еще и с тем, какой там урожай. Чили является главным поставщиком яблочного пюре, которое используется для производства очень многих наших соков. У нас есть яблоки, но нет технологии для производства собственного пюре. Никто не хочет вкладываться в это достаточно затратное производство, которое не очень скоро будет приносить прибыль. К тому же нужны не просто яблоки, а высококачественные селекционные фрукты. Недавно в Чили случилось землетрясение, и скорее всего это скажется на поставках пюре из этой страны. Его на рынке будет меньше, а стало быть, вырастет и его цена. Производить соки без концентрата невозможно, и не надо бояться, что восстановленный сок какой-то ненастоящий. Концентрат получают выпариванием воды из натурального сока. У нас к этому концентрату добавляют воду, и получается 100-процентный сок.