Закон о реформе бюджетных учреждений не приведет к сокращению расходов на их содержание из казны. А опасения, будто школы, вузы и поликлиники, переведенные на работу по новой схеме, заменят бесплатные услуги платными, беспочвенны. Такие варианты исключены, четко дают понять в минфине и в минздравсоцразвития.
При старте реформы финансирование бюджетных учреждений останется на уровне 2010 года, заверили "РГ" в пресс-службе министерства финансов. Все основные виды деятельности бюджетных учреждений, то есть те, ради которых они созданы, будут, как и прежде, оплачиваться из бюджета, уточняют в минфине. Только не по смете, как сейчас, а через субсидии. Они, в свою очередь, будут выделяться на выполнение государственного или муниципального задания - в зависимости от того, в чьем подчинении находится учреждение.
На новую схему содержания, как вчера писала "РГ", подавляющее большинство бюджетных учреждений планируют переводить уже с 2012 года. Она прописана в новом законопроекте, который затронет больше 300 тысяч бюджетных учреждений федерального, регионального и муниципального уровня.
Разница между сметой и субсидией заключается в том, что в смете детально прописывается, на что именно должны быть потрачены деньги. При субсидиях же деньги выделяются "одной строкой", то есть руководитель может распоряжаться ими более самостоятельно. Но только для того, чтобы выполнить объем задания - то есть оказать определенное количество и качество услуг, установленных учредителем.
Правда, пока вокруг проекта не утихают споры. Главные из них как раз связаны с тем, что затраты на бюджетные учреждения вроде бы резко снизятся, а те, оставшись без денег, будут "выкручиваться" за счет платных услуг. Однако государство не собирается снижать свои затраты на оплату госзадания и в дальнейшем. В законопроект, заверили в минфине, заложена гарантия: размер субсидии на выполнение такого задания не может быть уменьшен в течение всего срока его выполнения. Или же должен сократиться сам объем госзадания.
Переход медучреждений в новый статус в системе бюджетного финансирования практически ничего не поменяет, подчеркивают и в минздравсоцразвития. Сохранится и финансирование за счет системы обязательного медицинского страхования. В то же время переход в новый статус добавит поликлиникам, больницам, роддомам самостоятельности. Что же касается непосредственно работы медучреждений, никаких "неожиданностей" для пациентов новый закон не несет. Программу госгарантий никто не отменяет, и сокращаться эта программа тоже не будет.
Еще один миф, который часто встречается при обсуждении нового закона, связан с возможной приватизацией "новых" бюджетных учреждений. Но, как пояснили в минфине, они являются государственными или муниципальными и не могут быть частными. Их учредителями и собственниками всего имущества является публичное правовое образование - то есть либо Российская Федерация, либо субъект РФ, либо муниципальное образование. И если бюджетное учреждение будет ликвидироваться, то имущество не может быть передано кредиторам. Оно поступит в казну собственника и учредителя. Невозможно, как и прежде, банкротство бюджетного учреждения. При этом педагоги и медики могут не волноваться, что перевод учреждений на "новые рельсы" приведет к смене руководства. А процедура такого перехода будет максимально простой. Она не предусматривает переназначения руководителей, не надо будет принимать дополнительные решения по закреплению имущества, получать новые лицензии, поясняют в минфине.