Сервис электронных госуслуг не избавил регионы от бумажной волокиты

По уровню "продвинутости" сетевых технологий Россия занимает 80-е место из 133 стран в рейтинге, подготовленном Всемирным экономическим форумом по итогам 2009 года. Причем за год мы сдали шесть позиций. Между тем президент РФ Дмитрий Медведев потребовал, чтобы через два года власти предоставили населению не менее 60 электронных услуг.

На встрече с президентом министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев рассказал, что ситуация по переводу госуслуг в электронный вид в регионах неоднозначная. По его словам, на каких-то территориях уже определены ответственные за перевод ведомств на электронную схему работы, разрабатывается ПО. И даже налаживается взаимодействие между различными гос- структурами по информационному обмену. Были названы и регионы, как, например, Ненецкий АО, Магаданская область, Амурская область, некоторые республики Северного Кавказа, в которых создание "электронного правительства" идет с трудностями и отставанием от графика.

Вместе с собкорами мы решили выяснить состояние сервиса госуслуг в регионах и понять, смогут ли действительно жители регионов получить полноценный пакет услуг уже через два года.

В Волгоградской области портал госуслуг объединен в 16 групп - от архитектуры и соцобеспечения до ветеринарии и спорта. Больше всего посетителей собрал раздел, посвященный соцобеспечению. Здесь на портале выложены бланки заявлений на получение субсидий, которые можно тут же заполнить и отправить. Но их требуется сначала где-то распечатать, потом заполнить, а затем на сайте найти адреса райотделов управлений соцзащиты населения, куда и отнести заполненные бланки. Такой "упрощенный" документооборот получается.

Чем раздел "госуслуг" на сайте Волгоградской области может быть полезен бизнесу? К примеру, желающие оформить лицензию на торговлю алкогольной продукцией могут изучить здесь нужный административный регламент, а также при желании опять же распечатать образцы платежек, заявлений на оформление и переоформление лицензий.

Однако, как уверяют в области, это лишь начальный этап перевода системы госуслуг в электронный вид. Местные власти обещают, что следующим шагом станет возможность заполнять необходимые документы и формы прямо на сайте и прямо отсюда отправлять их получателям - государственным органам. К 2015 году в Волгоградской области, как и по всей стране, рассчитывают на перезапуск системы в формате единого окна - когда в Сети будет возможно решение вопроса, в котором задействованы сразу несколько ведомств, федеральных или региональных.

Плохо обстоит дело с возможностью напрямую пообщаться с чиновниками через Интернет. Например, на Кубани всего около трети сайтов региональных и муниципальных органов власти имеют интернет-приемные, почти нигде нет форумов, на которых посетители могли бы задать острые вопросы или обсудить события. Не так давно появился блог Законодательного собрания края, но он не всегда появляется в Сети. А в блогосфере вот уже год как с юзерами общается самозванец, который выдает себя за губернатора Кубани. А все потому, что глава края в отличие, скажем, от мэров Краснодара и Сочи так и не обзавелся собственным веб-ресурсом.

Но даже если губернаторский сайт и можно найти на административном портале региона, то это зачастую лишь дань моде. Так, у главы Омской области такой сайт появился еще в прошлом году, и по задумке любой желающий может отправить главе региона запрос, проследить путь этого запроса и получить внятный ответ.

На целевую программу "Электронное правительство Омской области" за пять лет из бюджета будет потрачено 209 млн рублей. Обещано оптимизировать систему документооборота, избавить пользователей госуслуг от очередей. Но пока в большинстве регионов на сайтах госуслуг можно найти интернет-странички с контактной информацией, схемой проезда и часами приема. В ответах на электронные письма - скупые строки "ваше обращение рассмотрено... отправлено в профильное министерство... о решении сообщат дополнительно".

- Я отправила электронное письмо с вопросом о новых жилищных программах, - сообщила "РБГ" молодая омичка Наталья Треф. - На удивление вместо электронного ответа обнаружила конверт в почтовом ящике. Обычная отписка, никакой конкретики. Такое ощущение, что мое письмо никто и не читал.

Электронная почта в обратной связи никак не задействована. Чтобы добиться вразумительного ответа, омичам приходится браться за телефон, идти к чиновникам, сидеть в очереди.

О тех, кто назначен отвечать за информатизацию региона, отдельный разговор. Дело порой доходит до курьезов. К примеру, некоторые кубанские чиновники, занимающиеся информатизацией, не могут правильно записать адрес электронной почты латинскими буквами.

Как отмечают эксперты, есть и другая крайность: в некоторых регионах или крупных городах власти стараются провести столь масштабное внедрение автоматизированных процедур в системе государственного управления, которое фактически тормозит текущую работу органов власти, а не активизирует ее. Прежде всего служащие вынужденно проходят необходимое переобучение, затем значительную часть своего рабочего времени тратят на планирование, заполнение разного рода электронных форм. И объяснить, зачем в органы власти были закуплены дорогостоящие автоматизированные системы, трудно. Такая гигантомания наблюдается в Пермском крае, где автоматизировать пытаются буквально все.

Властям края стоит отдать должное - здесь действительно успешно работают многие запущенные проекты. Начиная с того, что через Интернет можно узнать информацию об успеваемости своих детей, записаться на прием к врачу или на получение места в детском саду. И даже закупить партию картофеля пермяки теперь могут не выходя из дома.

- У нас есть серьезная база, - считает губернатор Пермского края Олег Чиркунов. - Именно эта система станет ключевой, электронные дневники в стране будут вестись в нашем формате. Проект по электронным дневникам и журналам уже заинтересовал другие регионы России. К примеру, Чувашия и Ульяновская область также готовы запустить эту систему на своих территориях.

Два города Пермского края - Пермь и Березники - участвуют в региональном проекте "Электронная регистратура". Есть в крае и несколько виртуальных проектов для представителей малого и крупного бизнеса. На сайте "Власть для бизнеса" публикуются все обращения предпринимателей - именно для них создан этот информационный ресурс. Электронные письма и вопросы автоматически передаются профильному ведомству. Также здесь размещена вся информация о реализуемых в регионе программах поддержки предпринимателей, семинарах, конкурсах и заказах.

Однако не все регионы готовы вложиться в такие затратные проекты.

- Нельзя быть абсолютно уверенным в том, что двух лет хватит для стандартизации этой услуги, - сказала корреспонденту "РБГ" представитель известной инвестиционной компании в Краснодаре Анна Зайцева. - Идея на самом деле отличная, но, на наш взгляд, столкнется с рядом сдерживающих факторов. Никакие бюджеты не помогут перевести пенсионеров и людей старшего поколения на новый тип коммуникаций, если люди привыкли за всю свою жизнь к "бумажной" системе. К тому же проникновение Интернета в небольшие населенные пункты оставляет желать лучшего, а инфраструктурные требования могут выйти за рамки возможных бюджетов того или иного муниципалитета.