11.05.2010 23:45
    Рубрика:

    В марте количество пользователей сотовой связи в России достигло планки в 211,5 миллиона

    У главных игроков рынка сотовой связи появились конкуренты

    В марте количество пользователей сотовой связи в России возросло на 1,5 млн по сравнению с февралем и достигло планки в 211,5 миллиона. Такие цифры фигурируют в ежемесячном отчете аналитической компании Advanced Communications and Media (AC&M).

    По оценкам специалистов, уровень проникновения мобильной связи в РФ (число SIM-карт на 100 жителей) по данным на конец марта достиг 145,7 процентов против 144,7 процентов по данным на 28 февраля 2010 г. При этом 32,7 процентов россиян отдают предпочтение MTC, 24,7 процентов доверяют "Вымпелкому", 24,4 процентов пользуются услугами "Мегафона", а 7,3 процентов являются абонентами телекоммуникационной компании TELE2.

    По мнению аналитиков российского рынка сотовой связи, главным событием последнего времени на рынке стало начало повсеместного внедрения связи третьего поколения 3G. Лицензии для оказания услуг связи третьего поколения в частотном диапазоне 1,9-2,1 Ггц были выданы ОАО "Мобильные телесистемы" (МТС), "Вымпелкому" (его бренд в России известен как "Билайн") и "Мегафону" еще в 2007 году. Постепенно компании начали строить и запускать в коммерческую эксплуатацию сети в регионах России. Однако в Москве и области старт 3G осложнялся тем, что на этих же частотах функционировали радиоэлектронные средства систем минобороны.

    Вялотекущий диалог связистов с военными на тему 3G мог продолжаться еще долго, но вопрос о сетях третьего поколения усилиями тяжеловесов телекоммуникационного рынка так удачно вписался в президентский "модернизационный контекст", что события получили стремительный оборот. МТС получила разрешение на установку в Москве 783 базовых станций вне зданий, "Вымпелком" - на тысячу базовых станций. "Мегафон" получил разрешение на развертывание в Москве 500 базовых станций. На начальном этапе операторы планируют развернуть сети в центральной части столицы, в ее основных бизнес-районах, на ключевых транспортных магистралях и транспортных узлах в пределах МКАД. Частично сети уже запущены.

    Об инвестициях в "третье поколение" в компаниях говорят не слишком охотно, но планов по установке базовых станций не скрывают. Уже этой весной у МТС в общей сложности будет запущено около 700 базовых станций. Хотя для того, чтобы обеспечить покрытие Москвы в пределах МКАД, необходимо установить около 1,5-1,6 тыс. станций, подсчитали в компании. Объем инвестиций в развертывание 3G-сетей в Московском регионе в МТС не называют. Но с момента получения лицензий на 3G в 2007 году до декабря 2009 года оператор инвестировал в развитие сетей третьего поколения в столичном регионе порядка 30 млн долларов.

    В долгосрочных планах "Мегафона" размещение в Москве и Московской области около 3 тыс. базовых станций 3G. Объем инвестиций в их установку оператор не раскрывает, но в 2009 году в строительство 3G-объектов в московском регионе "Мегафон" обещал инвестировать 1 млрд рублей.

    В "Вымпелкоме" также не декларируют конкретных планов по вложениям в развитие сетей 3G в Москве и сроков их развертывания. Но согласно лицензионным обязательствам до 2012 года должны установить порядка 1,5 тыс. базовых станций в столице.

    Построить базовые станции - это еще не все. Нужно обеспечить клиентов телефонами, которые могли бы работать в системе 3G. По данным исследовательской компании J'son & Partners, по итогам 2009 года продажи сотовых телефонов, поддерживающих работу в стандарте связи третьего поколения - UMTS, в России достигают 4,3 млн - то есть всего 15 процентов общего объема, реализованных за год сотовых телефонов в стране. Эти не слишком высокие показатели эксперты рынка объясняют высокой стоимостью 3G-аппаратов, а также замедлением продаж сотовых телефонов на российском рынке в целом.

    Средняя стоимость 3G-телефона 407-410 долларов, стоимость GSM-телефона - около 122 долларов. При этом с начала продаж в России 3G-телефонов общее количество таких аппаратов, реализованных в стране, к концу 2009 года превысило 13 млн.

    Операторы ждут интенсивного роста числа телефонов 3G, а значит, и пользователей, с нетерпением - ведь это прямой путь к увеличению среднемесячного дохода с одного абонента. Возрастает роль VAS (Value Added Services, что переводится примерно как "дополнительные услуги"), куда входят СМС, ММС и другие виды посланий, доступ в Интернет и контент - информационно-развлекательные услуги.

    Что касается распределения сфер влияния на рынке сотовой связи, то здесь каких-то радикальных изменений не произошло. "Большая тройка" весь год укрепляла свои позиции.

    Российский и норвежский акционеры "Вымпелкома" объявили о намерении объединить компанию с украинской "Киевстар" в новую компанию. Завершение сделки намечено на середину 2010 года, но перед этим акционерам необходимо решить ряд процедурных вопросов. Но сделка может сорваться. Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) намерен отменить свое согласие на объединение активов.

    Сейчас четвертое место по количеству сотовых абонентов в России занимают компании государственного холдинга "Связьинвест" и сдавать позиции они не намерены. Компания намерена разработать единый бренд, под которым его сотовые "дочки" будут оказывать услуги, а в течение ближайшего месяца планирует завершить создание для них управляющей компании.

    Всего в "Связьинвест" входит 14 операторов, предоставляющих услуги сотовой связи в четырех федеральных округах. По итогам 2009 г. абонентская база сотовых "дочек" "Связьинвеста" выросла на 4 процента до 16 млн человек - это эквивалентно 9 процентам сотового рынка России по числу пользователей или 6 процентам рынка по доходам. По плану "Связьинвеста", сотовыми "дочками" будет управлять управляющая компания, на 100 процентов принадлежащая "Связьинвесту", которая заключит с ними договоры.

    Директор по развитию бизнеса компании Frost & Sullivan Татьяна Толмачева говорит, что ребрендинг сотовых "дочек" - вполне ожидаемый ход. В рамках общей стратегии интеграции "дочек" логично переходить на единый бренд. Это позволит унифицировать продукты и услуги, выработать единую стратегию их позиционирования и продвижения.

    К лидерам потихоньку подбирается шведская компания Tele2, которая работает в 32 российских регионах и обслуживает 15,5 млн россиян. Операционная выручка за первый квартал выросла почти на треть по сравнению с первым кварталом прошлого года и превысила 9 миллиардов рублей. Все это доказывает востребованность формата дискаунтера в России. Сегодня компания развивается наиболее высокими темпами на российском рынке сотовой связи. Компания намерена стать серьезным игроком федерального уровня, национальным оператором-дискаунтером, развивающим сети четвертого поколения LTE.

    Число операторов, которые могут оказывать услуги дальней связи, увеличится почти вдвое - с 8 до 15 компаний. Сейчас на рынке междугородней и международной (мг/мн) связи (по итогам 2009 года оценивается в 60 млрд руб.) работают лишь фиксированные операторы, но теперь такое право получат сотовые операторы МТС, "Вымпелком", "МегаФон", "Мобифон-2000" (входит в ГК "Мотив", оказывающую сотовые услуги в Свердловской области) и альтернативные операторы "О.С.С.-Телеком" ("дочка" "Корпорации О.С.С."), "ОптиТелеком" (входил в Effortel), а также ООО "Коннэкт" ("дочка" "Интелком-Коннэкта").

    "Ростелеком" не боится конкуренции с новыми участниками рынка дальней связи. Для реальной конкуренции на этом рынке и снижения цен для потребителей необходимо, чтобы дочерние региональные компании "Связьинвеста" и сотовые операторы "большой тройки" разрешили своим абонентам выбирать оператора дальней связи при каждом звонке.