12 мая 2010 года останется в памяти главы испанского правительства Хосе Луиса Родригеса Сапатеро, вероятно, как один из самых неприятных дней в его политической карьере.
Именно в этот день премьеру пришлось объявить о правительственных решениях по жесткой экономии. А затем выслушивать в течение нескольких часов нелицеприятную критику оппозиции как слева, так и справа.
Еще пару недель назад руководители страны заверяли, что не видят необходимости в экстренных шагах, поскольку национальная экономика преодолевает трудности глобального кризиса без особых усилий. Однако другие лидеры Евросоюза так не считают. Они потребовали от Мадрида решительных действий.
Дефицит государственного бюджета Испании в 2009 году превысил 11 процентов, государственный долг превысил 60 процентов ВВП. Но самое тяжелое испытание для испанцев - резкий рост безработицы: более 20 процентов трудоспособного населения не имеет заработка.
В таких условиях от правительства Сапатеро ждали болезненных решений. Частично эти ожидания оправдались. Премьер объявил о сокращении на 5 процентов окладов всем госслужащим, а членам правительства "срезал" зарплату на 15 процентов. На 600 миллионов евро сокращаются госфонды, предназначенные развивающимся странам. Более чем на 6 миллиардов евро уменьшены государственные инвестиционные программы. Но наиболее болезненным оказалось снижение социальных расходов. На два года замораживаются пенсии, отменяются выплаты из госбюджета матерям по случаю рождения ребенка. Уменьшается также финансирование лекарств, выдаваемых бесплатно за счет госбюджета и государственная поддержка инвалидам.
Видные испанские экономисты критически оценили правительственные меры. Так, бывший финансист МВФ Фернандо Фернандес сказал "РГ", что задача сокращения дефицита за два года на 15 миллиардов евро недостаточна для преодоления кризиса. И необходимо уменьшать госрасходы как минимум еще вдвое. А объявленные шаги правительства лишь приведут к "вялому выживанию" испанской экономики в условиях рецессии.