Строгая и деловая, хотя и вполне демократичная обстановка царила 10 мая в Тель-Авивском университете, где руководство Европейского еврейского конгресса (ЕЕК) объявило о создании Центра по изучению современного европейского еврейства. На церемонии открытия центра выступили израильский министр Йосеф Пелед, посол Испании в Израиле Альваро Иранцо, президент Тель-Авивского университета Джозеф Клафтер, президент ЕЕК Вячеслав Кантор, чье имя и будет носить новый центр.
По мнению его создателей, центр станет научной базой для так называемых междисциплинарных исследований различных аспектов и характеристик еврейских общин Европы.
Деятельность нового центра делится на несколько глобальных сфер. Сюда входят проекты по развитию междисциплинарных программ и проведению научных конференций и лекций, изучение существующих законов, направленных, в частности, против антисемитизма, отрицания Холокоста, расизма и ксенофобии, а также глубокий и всесторонний анализ различных аспектов жизни еврейских общин в Европе.
Президент Европейского еврейского конгресса Вячеслав Кантор ответил на вопросы корреспондента "Российской газеты".
РГ: Кто будет определять политику центра?
Вячеслав Кантор: Ее будет полностью определять академический состав совета директоров.
РГ: Кто, по вашему мнению, Вячеслав Владимирович, в большей степени нуждается в таком центре: Израиль или Европа?
Кантор: Если говорить серьезно, то центр в силу особенной истории еврейского европейского народа нужен всем, причем не только евреям. Эта история начинается с Холокоста и простирается на 65 лет, прошедших с момента завершения Второй мировой войны.
РГ: Открытие центра - свершившийся факт. Какие новые проекты намерен осуществить ЕЕК в ближайшее время?
Кантор: "Голубой мечтой" нашей организации является открытие в Европе Университета глобальной безопасности и толерантности. Мы движемся по этому пути, правда, может быть, медленнее, чем хотелось бы.
РГ: Скажите, а изучение российского еврейства входит в сферу интересов центра? Оно не окажется "на обочине"?
Кантор: Я россиянин и для меня ничего российского не может быть "на обочине". И по территории, и по населению Россия - крупнейшее государство Европы, поэтому для меня Россия является важнейшей частью евро-атлантической цивилизации.