К 2015 году в соответствии со Стратегией развития информационного общества все государственные услуги в РФ должны быть переведены в электронный вид. О законодательном обеспечении этого перехода "РГ" беседует с Валерием Комиссаровым, председателем Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи.
- Валерий Яковлевич, какие законодательные акты должны быть приняты для реализации Стратегии?
- Разработан проект федерального закона "Об общих принципах организации предоставления государственных муниципальных услуг и исполнения государственных муниципальных функций". Сейчас идет работа по его подготовке к первому чтению.
В рамках построения информационного общества в России важнейшим является формирование такой системы управления и взаимодействия с населением, которое принято называть "электронным правительством". Сегодня практически все федеральные структуры обеспечены современными компьютерами, подключены к сети Интернет. Практически во всех государственных органах сформированы базы данных. Но при этом в целом работа не переведена в электронный режим. То есть до сих пор органы власти не перешли на электронный документооборот. И, к сожалению, надо отметить, что до сих пор не принят закон об электронном документо обороте.
Недостаточно развиты и современные системы планирования, и современные системы финансово-управленческой отчетности. Только на рассылку нормативных документов по ведомствам ежемесячно уходят тонны бумаги.
- Какие конкретные шаги предпринимаются, чтобы исправить ситуацию?
- Важным позитивным шагом в этой области является утверждение 22 сентября 2009 года правительством Российской Федерации Положения о системе межведомственного электронного документооборота, представляющего собой систему взаимодействия федеральных информационных систем электронного документооборота.
Совершенствование законодательства в области электронного документооборота, безусловно, должно помочь снятию барьеров между властью и гражданином, ограничить бюрократический произвол, сократить возможности для коррупции и так далее. В Государственную Думу внесен проект федерального закона об электронном документе. Необходимо усилить работу по подготовке этого законопроекта к первому чтению. С этим связана задача совершенствования законодательства об электронной подписи. Проект федерального закона об электронной подписи уже внесен в Государственную Думу.
Существующая нормативная правовая база не обеспечивает достаточного регулирования сложившегося многообразия отношений, возникающих в рамках создания и использования информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении, и не всегда соответствует международной практике. Действующие нормативные правовые акты часто не согласованы между собой и регламентируют только отдельные аспекты информационного обмена между органами государственной власти, хозяйствующими субъектами и гражданами.
- Но ведь услуги не ограничиваются государственными и муниципальными. Есть еще здравоохранение, культура, транспорт. Какие-то услуги могут оказываться в электронном режиме?
- Необходимость безотлагательного совершенствования законодательства в области электронного здравоохранения, а также в области использования информационно-коммуникационных технологий в области культуры давно назрела. Ясно, что электронные музеи, библиотеки, архивы облегчат в первую очередь людям с ограниченными физическими возможностями, инвалидам, престарелым, а также жителям труднодоступных районов доступ к этим благам цивилизации, культурному мировому наследию. Реализация поставленных задач может быть осуществлена только на основе обновленного законодательства - с помощью введения новых норм, посвященных созданию и использованию электронных музеев, электронных архивов, электронных библиотек, в федеральные законы "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", "Об архивном деле", "О библиотечном деле".
Что касается здравоохранения, то применение информационно-коммуникацион ных технологий в медицине помогает преодолеть существующие сегодня препятствия на пути к высококвалифицированной медицинской помощи, в результате чего появляется возможность эффективно укреплять здоровье и повышать качество медицинского обслуживания всего населения. Электронная медицина может способствовать совершенствованию услуг, оказываемых органами здравоохранения, включая информационный контроль и наблюдение за ходом лечения заболевания. При этом не только повышается качество лечения, но и экономятся затраты путем снижения расходов на транспортировку пациентов и поездки медицинских специалистов.
Депутатами был внесен проект федерального закона "Об информационно-коммуникационных технологиях в медицине", который устанавливает правовые основы и общий порядок организации деятельности и предоставления медицинских услуг с использованием информационно-коммуникационных технологий. Законопроект в настоящее время находится на рассмотрении Государственной Думы.
Использование информационно-комму никационных технологий имеет огромное значение и для успешного функционирования транспортной системы России. С помощью этих технологий по наиболее эффективным схемам организуются перевозки пассажиров и багажа, перевозки грузов и погрузочно-разгрузочные работы, предоставление различных справок, заказ билетов для пассажиров и многое другое.
С другой стороны, транспорт делает возможным использование информационно-коммуникационных технологий для оказания различных социально значимых услуг населению там, где недостаточно развита инфраструктура связи, прежде всего в отдаленных и труднодоступных районах страны. Здесь в качестве примера необходимо отметить очень важный проект, разработанный в рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия" Мининформсвязи РФ, направленный на использование передвижных почтовых отделений, в том числе пунктов коллективного пользования сетью Интернет (Кибер@почта).
- В этом году вступил в силу федеральный закон, предусматривающий доступ общественности к информации о деятельности государственных органов. Как вы оцениваете последствия его применения?
- Пожалуй, это революция в реформировании взаимоотношений народа и органов власти. Это антикоррупционная вещь. Любой гражданин теперь имеет право на получение информации из государственных и муниципальных источников, а если не получил, наступают четыре ряда ответственности: дисциплинарная, административная, гражданская и уголовная. Укрепление доверия общества к власти и есть суть этого закона. При этом закон подразумевает не только предоставление информации по запросу, но и обязательное информирование людей без каких-либо запросов о том, что может представлять неудобство или опасность для граждан. Если бы подобный закон действовал во время чернобыльской катастрофы, чиновники, которые вовремя не сообщили о ней, получили бы до пяти лет заключения.
- Россия переходит на цифровое телевидение. Какого законодательного обес печения требует этот процесс?
- Переход телерадиовещательного комплекса России на цифровые технологии отражает современные мировые тенденции, позволяет более рационально использовать частотные спектры спутниковой линии связи, создать новые системы хранения, повысить качество и разнообразие пользовательских услуг, а также создать предпосылки для внедрения новых стандартов.
Здесь, безусловно, понадобится внести некоторые изменения в Федеральный закон "О связи" с целью уточнения режима деятельности операторов связи в процессе предоставления ими вещательных услуг, услуг по доставке программ цифрового телерадиовещания. Для укрепления нормативно-правовой базы перехода на цифровые технологии понадобится внесение определенных изменений и в базовый закон "О средствах массовой информации". Законодательные инициативы должны включать в первую очередь, как нам представляется, вопросы социальных гарантий доступности услуг телерадиовещания населению при переходе на цифровое вещание, потому что успехи отрасли массовых коммуникаций и связи, переход на цифровое вещание являются одним из основных условий реализации инновационной модели развития России, что должно стать мощным двигателем повышения уровня жизни людей.
- Бурно развивающийся рынок услуг связи тоже требует законодательного регулирования. Что предполагается сделать в этом направлении?
- Здесь целесообразно внесение необходимых изменений в действующий Федеральный закон "О связи", в том числе: правовое регулирование проблемы спама, вопросов обеспечения безопасности на сетях электросвязи; создание правового механизма регулирования недискриминационного доступа к инфраструктуре электросвязи в целях развития конкурентного телекоммуникационного рынка.
Очень важны законодательные инициативы в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности, в частности, деятельности в области информационно-коммуникационных технологий.
Хотелось бы подчеркнуть необходимость, с учетом цифровой специфики, более подробной регламентации с четкой правовой фиксацией механизма лицензирования вещания, с коррекцией срока действия лицензии, порядка ее пролонгации. Фиксацией именно на уровне норм федерального закона в отличие от действующего механизма, который заложен в Положении о лицензировании, утвержденном подзаконным актом правительства Российской Федерации. Прозрачность такой важной процедуры, как лицензирование, придаст большую стабильность отношениям между субъектами, осуществляющими телерадиовещание, операторами связи, обеспечивающими доставку сигнала до потребителей, что, несомненно, будет способствовать привлечению инвестиций, более активному развитию отрасли.
Естественно, эти изменения должны коррелироваться с изменениями, которые будут вноситься в Федеральный закон "О связи". Желательно, чтобы эти изменения рассматривались в Государственной Думе в едином "пакете".
Законодательные инициативы должны включать в обязательном порядке, как нам представляется, и вопросы социальных гарантий доступности услуг телерадиовещания населению при переходе на цифровое вещание. В настоящее время в социально-экономическом развитии страны, повышении благосостояния россиян ключевую роль призваны играть информация и знания, инновации, широкое использование наукоемких ИКТ.
- Последнее время много говорили о необходимости закона об Интернете. Нужен ли Сети отдельный закон?
- Считаю, что не нужен. Нужны поправки к Федеральному закону "Об информации".
Изменения в закон должны быть внесены до октября 2010 года. В законах и подзаконных актах 1700 упоминаний слова "интернет". Такие упоминания необходимо изучить и разработать поправки, учитывающие специфику Интернета, устранив все разночтения.